Поволжский Образовательный Портал

Минобрнауки России подготовило проект государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы"

Опубликовано 11 ноября 2008

Минобрнауки России подготовило проект государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы". Госпрограмма должна обеспечить условия для развития результатов первого этапа приоритетного нацпроекта "Образование", внедрить в систему базового образования эффективные механизмы, обеспечивающие его соответствие требованиям экономики, основанной на знаниях. Кроме того, важная задача госпрограммы - внедрение эффективных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг, создание условий для модернизации институтов образования как инструментов соцразвития. Оцениваться эффективность программы будет по четким критериям, среди которых доля граждан, довольных своим образованием, количество тех, кто получает услуги непрерывного образования, размер заработной платы педагогов. Предполагается, что он должен быть выше средней зарплаты в экономике по региону.

Программой предусмотрено, что к ее завершению в стране будет сформировано не менее пяти научно-образовательных центров мирового уровня, где будут собраны передовые научные исследования и образовательные программы, решающие кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов. Доля внебюджетных средств в общем объеме инвестиций в сферу проф образования будет составлять не менее 20 процентов. Будет обновлена типология образовательных программ и учреждений, структуры системы образования, закреплена правовая основа функционирования "социокультурных образовательных комплексов", "центров квалификаций", "исследовательских университетов", "ресурсных центров". Одним словом, изменения будут кардинальными. Самые значительные ожидают, пожалуй, систему высшего образования.

Игорь Реморенко, директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования Минобрнауки России комментирует их так: "Появится несколько категорий вузов, решающих разные задачи. Это федеральные университеты, национально-исследовательские университеты, университеты регионального значения и институты, работающие по программам бакалавриата, в том числе прикладного. Новыми здесь являются первые две категории. Федеральные университеты ориентированы на решение геополитических задач и удовлетворение кадровых потребностей крупных межрегиональных инвестиционных проектов. Исследовательские - на кадровое обеспечение базовых технологических платформ, их научные школы должны определять устойчивость и конкурентоспособность отечественной экономики. Формально созданы три - Сибирский, Южный и Дальневосточный. Эти вузы имеют большое территориальное значение и являются своего рода форпостами инновационных технологий в регионах.

Федеральные университеты решают кадровые задачи крупных проектов территориального развития. К примеру, в Сибири есть программа освоения Нижнего Приангарья, где требуются значительные кадровые ресурсы для разработки и внедрения новых технологий по добыче полезных ископаемых. Нужно много инженерных кадров - в области геологоразведки, технологии добычи и организации производства в целом. Причем гуманитарные разработки и инженерные должны соответствовать друг другу. Эту задачу решит Сибирский федеральный университет. Что касается других вузов, то у них есть схожие программы развития. Однако далеко не все такие программы можно реализовать без крупных инвестиций. Поэтому там, где речь идет об опережающем развитии научных школ, кафедр, внедренческих коллективов, университету целесообразнее претендовать на статус исследовательского вуза".

Идея создания исследовательского университета состоит в развитии определенной технологии или комплекса технологий силами университетского коллектива при тесном взаимодействии с работодателями.

В России будет 10-12 исследовательских университетов. Останутся университеты регионального значения, которые займутся подготовкой кадров для субъектов РФ. Институты станут готовить студентов по программам бакалавриата, в том числе и прикладного. Студенты будут мобильнее, что поддержит система зачета кредитных единиц. Увеличится число программ, которые потребуют сдачи профессионального экзамена для выхода на рынок труда.

Каждый пятый выпускник вуза получит международное приложение к диплому. По словам Игоря Реморенко, "Общеевропейское приложение к диплому (Diploma Supplement) - дополнительная возможность для россиян не только быть узнаваемыми на глобальном рынке труда, но и впоследствии продолжить образование в любой стране. Европейский рынок труда становится все более емким, в этих условиях требуются общие правила признания квалификаций работников. Приложение - формат для записи образовательных достижений, где записано, сколько и каких зачетных единиц студент освоил. Некоторые российские вузы уже ввели такие общеевропейские приложения, но мы планируем от единичных случаев перейти к выдаче таких дипломов более чем 20 процентам выпускников".

Среднее профобразование тоже ожидают изменения. Задача номер один - привлечь работодателей к подготовке кадров. Есть несколько направлений развития сети начального и среднего профтехобразования. Часть программ среднего профессионального образования будет переведена в статус прикладного (технического) бакалавриата. Успешные учреждения начального и среднего профобразования займутся повышением квалификации кадров.

Предприятия смогут заказывать у них обучение высококвалифицированных рабочих, которые пришли переучиваться и осваивать новые технологии. Рабочих, которые повышают квалификацию на базе учебного заведения, может быть до 20-30 процентов об общего числа обучающихся. Уже сейчас у нас есть несколько таких учреждений - в Липецке, Томске, Челябинске и других регионах.

Как пояснили в минобрнауки, часть общеобразовательных и социальных функций учреждений начального профобразования может быть передана школам. Программы профобразования, возможно, будут сокращены до освоения конкретного набора компетенций. Система обучения станет модульной. Можно будет в училище освоить один модуль и получить определенную квалификацию - и пойти поработать. Потом прийти снова учиться, освоить следующий модуль. Толковые руководители предприятий будут стремиться к тому, чтобы их сотрудники постоянно повышали квалификацию.

Будут предусмотрены налоговые льготы для тех работодателей, которые вкладывают средства в обучение своих сотрудников. Недавно в бюджетный кодекс были внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 года: отнесение на себестоимость тех расходов, которые понес работодатель на обучение сотрудника или повышение квалификации, эти деньги не облагаются налогом. Увеличилась сумма налогового вычета для граждан - до 100 000 рублей, потраченных на образование.

Что касается общего образования, то приоритет отдадут обучению по возрастам. Школы будут отдельными - для младшеклассников и старшеклассников. Возможно, появятся школы так называемой третьей ступени - подростковые. К 2015 году завершится эксперимент, в ходе которого будут опроброваны конкретные новшества, а к 2020 году они станут повсеместными. В России ежегодно строится около 200 школ, они будут учитывать новые требования. В институтах повышения квалификации уже идет переобучение педагогов по программам, ориентированным на ступени обучения. Есть блестящие разработки отечественных методистов, психологов и управленцев по переходу к модели школ ступеней обучения.

Еще один важнейший компонент новой модели школьного образования - ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. При таком подходе возрастает значимость учебных курсов с элементами освоения технологий. К 2015 году предполагается обновить все программы и методы обучения.

"Обеспеченность детскими садами увеличится с 61 до 65 процентов. Это весьма заметный рост. Мы сейчас по охвату дошкольным образованием приближаемся к уровню 1991 года, у нас на протяжении 17 лет был сильный провал. Особенно в крупных городах, где катастрофически не хватает мест в дошкольных учреждениях, - рассказывает Игорь Реморенко, - Москва - один из самых неблагополучных регионов, где катастрофически не хватает мест в детских садах".

 В тему

Елена Певцова, проректор Российского университета кооперации (РУК):

- Подведены итоги исследования в рамках проекта "Молодежь России", организованного в 2007 годупо инициативе президента РФ. Исследование провел РУК, разработавший рекомендации для эффективной государственной молодежной политики.

Результаты исследования показали, что за последние 10-15 лет социальное положение молодежи в целом поменялось к лучшему: вырос уровень доходов, стабилизировалась занятость, позитивно изменилось отношение к семейным ценностям, возросло доверие молодых людей к власти и уверенность в завтрашнем дне. Однако озабоченность ученых вызывает рост доли нуждающейся молодежи, недостаточная обеспеченность жильем, недоступность качественного образования, особенно в регионах, и нежелание молодых работать на селе. По мнению исследователей, такое положение вызвано недостаточной вовлеченностью молодежи во все нацпроекты, в том числе "Образование". Ничтожно мало участие молодых в нацпроектах "Развитие АПК" и "Доступное жилье". Однако без закрепления молодежи на селе деградация сельскохозяйственной сферы преодолена не будет. А сохранение жилищной проблемы блокирует перспективы стабилизации семейно-брачных отношений и повышения рождаемости. По оценке ученых, не найдя способов вовлечения молодежи в нацпроекты, общество не сможет обеспечить преемственную их реализацию.

По материалам издания Российская газета.

Другие матералы рубрики: