Поволжский Образовательный Портал

Заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина выступила с сообщением о новом порядке финансирования образовательных учреждений

Опубликовано 17 ноября 2008

В рамках панельной дискуссии «Финансовый норматив и качество образования» Ирина Абанкина – заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ выступила с сообщением о новом порядке финансирования образовательных учреждений. На сегодняшний день происходит финансирование образовательных услуг, которые оказывает учреждение. И для бюджетного и для автономного учреждения учредитель определяет занятие, за выполнение которого поступают денежные средства. В задании указываются все нюансы выполнения образовательной услуги, начиная с ее наименования, категории потребителя и заканчивая показателями качества ее реализации.

 Какова разница между бюджетным и автономным образовательным учреждением. Бюджетное учреждение получает деньги по смете, автономное – несколькими субсидиями. Существуют субсидии на выравнивание, которые позволяют соблюдать принцип того, что финансовое положение не должно ухудшиться. Следующий вид субсидий на содержание имущества и налогов образовательного учреждения переданного автономному образовательному учреждению. Процедура такова: в автономных образовательных учреждениях определяются программы развития, эти программы утверждаются учредителем и финансирование происходит именно на реализацию образовательной программы.

 Переход в автономию – явное преимущество, поскольку все составляющие, которые будут включены в программу развития, будут соответственно профинансированы. В этой ситуации включаются механизмы оценки деятельности любого учреждения в соответствии с заданием, для ее осуществления должны быть предусмотрены параметры оценки качества. В негосударственном секторе также возможно получение бюджетных средств, но распределяются они уже не по заданию, а конкурсу.

 Несомненно, преимуществ у автономных образовательных учреждений в плане финансовой свободы значительно больше. Вместе с тем, по прогнозам, к 2009 году не более 10% образовательных учреждений перейдет в новый организационно-правовой статус. Однако и тем, и другим образовательным учреждениям придется работать в новых условиях.

 Финансовые потоки должны осуществляться по предельно прозрачным и понятным схемам. В таких условиях новая система оплаты труда и нормативное подушевое финансирование начинает играть реальную роль для качества образования. Важно, чтобы у всех субъектов образовательной политики возникало стремление к позитивным изменениям в сфере образования. Со стороны финансистов, по словам Ирины Абанкиной, уже сделано многое для развития образования. На сегодняшний день имеются достаточно отработанные механизмы, важно только правильно воспользоваться ими.

 Валентина Сажина.

Другие матералы рубрики: