А.А. Фурсенко, министр образования и науки РФ, посетил открытие проектного семинара ИОП "Эврика" "Развитие сети как образовательной организации" и ответил на вопросы участников
Опубликовано 14 сентября 2004Александр Фурсенко поделился своими размышлениями о ключевых проблемах системы образования РФ и о возможных путях их решения. В центре внимания министра было два вопроса:
1) Проблема баланса интересов. Передача школ в ведение муниципалитета вызвало в школах противоречивую реакцию. С одной стороны, аппарат, управляющий школой, был приближен к ней, с другой – ряд школ оказались в опасности, попав в зависимость от произвола губернатора. Как сделать систему оптимальной для всех? На этот вопрос пока нет ясного ответа.
2) Проблема превращения сферы образования в сферу экономики. Традиционно сфере образования приписывалась исключительно социальная направленность, однако выживание школ во многом зависит от того, в какой мере они смогут стать экономически рентабельными и перейти на рыночную систему отношений.
Но в то же время в системе образования обнаруживаются такие элементы, которые не переживут перехода на уровень экономики: например, сельская школа затратна по определению, и если следовать экономической логике, то школа должна быть закрыта. Но закрытие школы приведет к серьезному ухудшению экономической ситуации в области.
То есть снова возникает проблема баланса интересов.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ АУДИТОРИИ:
1. О возможности использования общественного ресурса в регионах.
Министерство работает в этом направлении, в частности, сейчас создается ситуация, в которой работодатель может участвовать в формировании заказа на образование.
Вторая возможность – это попечительские советы. Я уверен, что их нужно вводить, но при этом понимать два момента:
Попечительские советы не должны насаждаться сверху – нужно создать условия для выращивания попечительских советах на местах и всячески поддерживать подобные инициативы.
Самый серьезный риск – это отсутствие культуры работы общественных организаций, в том числе попечительских советов. Необходимо создать ситуацию, при которой чрезмерная активность некоторых участников не сможет парализовать работу всей организации.
2. Организация взаимодействия сети «Эврика» и системы образования в целом.
Сеть «Эврика» - это сложившаяся организация. В нее входит 600 школ, имеющих статус ФЭП. Это немало. Но составляет 1 процент от системы образования.
Специфика ситуации заключается в том, что данный масштаб работы в сети эффективен, поскольку увеличение количества школ приведет к ухудшению ситуации, инновация не может превышать несколько процентов, иначе она перестает быть инновацией.
По моему мнению, основная задача министерства – создание системы коммуникаций, и мы готовы работать в этом направлении.
3. Образование взрослых
Я бы смотрел на эту проблему шире – я бы говорил о проблеме непрерывного образования. Жизни меняется быстрее, чем меняется образование, человек должен каждые 5-7 лет получать новый заряд. Но при построении этой системы нужно учитывать два момента:
Образованием взрослых и образованием детей должны заниматься разные институты.
И желательно, чтобы это были разные люди.