Поволжский Образовательный Портал

РФ нужен 3-летний мораторий на открытие новых юрвузов - Шахрай

Опубликовано 21 сентября 2009

Президент России Дмитрий Медведев в мае 2009 года подписал указ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в РФ», в соответствии с которым правительство РФ совместно с Ассоциацией юристов России (АЮР) должны определить стратегию и тактику реформы юридического образования. О первых результатах этой работы в интервью РИА Новости рассказал замглавы комиссии по общественной оценке качества юридического образования АЮР, глава аппарата Счетной палаты РФ Сергей Шахрай.

- Сергей Михайлович, как Ассоциация оценивает нынешнюю систему юридического образования?

- Юристов в стране готовят более 1,2 тысячи вузов. Со дня подписания указа президента их число выросло. В советское время таких вузов было 52. По данным Росстата, более половины лиц с юридическими дипломами не работает по специальности: кто-то, видимо, не хочет быть юристом, а остальные не могут из-за невысокого качества полученного образования.

Рынок ситуацию не спасает, лишь ухудшает. Юридических кафедр сегодня избыток – таков ажиотажный спрос населения. Многие непрофильные вузы спешат снять прибыль в отсутствии необходимой базы и квалифицированных преподавателей, а выпускник, отучившись за деньги, ставит диплом на полку.

- Что обусловливает такую нерациональность?

- Диплом выступает аналогом дорогой машины, знаком статуса и престижа. Часть абитуриентов и родителей уверены: юридический диплом позволит легко трудоустроиться и много зарабатывать. И действуют стандартные для российского образования перекосы – учеба ради отсрочки от армии или получения общежития.

- Как в такой сложной ситуации бороться за улучшение качества образования?

- Первое: необходимо безотлагательно ввести трехлетний мораторий на открытие новых юридических вузов и факультетов.

Второе: при продлении вузу аккредитации Рособрнадзор должен учитывать рекомендательное заключение независимых оценщиков, в частности, Ассоциации юристов России, а также экспертов, работодателей.

Но мы выступаем и за более значимые реформы – выделение профильных вузов и введение квалификационного экзамена.

- По каким критериям можно выявить «профильность»?

- Идя от противного. В сельскохозяйственном вузе юридический факультет по определению не является профильным. То же касается филиалов региональных технических вузов.

Все это можно формализовать. Скажем, оснащенность кадрами. По данным Рособрнадзора, сегодня в среднем на одно учебное заведение приходится 3-4 доктора юридических наук на полной ставке. Но в Московской государственной юридической академии их 84, во многих непрофильных вузах и филиалах – ноль.

Подчеркну, мы хотим отсечь массу худших, а не выделить несколько элитных. Юридические факультеты в классических университетах никто лишать господдержки не собирается. Но содержать бюджетные места там, где ни кадров, ни науки, ни спроса работодателей, государство не должно. Говорят, сельхозработникам и медикам нужны юристы. Да, верно. А юристам - медики. Но это не значит, что врачей можно готовить в юридической академии.

Думаю, профильных вузов, готовящих хороших юристов, у нас порядка ста.

- Что будет представлять собой квалификационный экзамен?

- За это важнейшее нововведение ратуют также президент и премьер. Оно сразу снизит остроту дискуссии о плохих и хороших вузах.
Механизм его прост – объединения работодателей четко формулируют требования к компетенциям претендентов на позиции, требующие диплома юриста. Соответствие этим требованиям проверяют комиссии при приеме кандидата на работу.
По сути, речь идет об экзамене на соответствие профстандарту. Для госслужбы  -суды, прокуратура, Счетная палата, министерства и ведомства, региональные администрации - этот экзамен должен быть обязательным.

В сфере частного бизнеса дело за работодателями. За рубежом они активно участвуют в формировании требований к специалистам по корпоративному, финансовому, интеллектуальному праву. У нас такую роль мог бы сыграть РСПП и иные объединения.
- Готовы ли профстандарты?

- Еще нет. Работа ведется, до ее завершения еще год-два. Но до принятия стандарты должны быть обкатаны в экспертном сообществе.
Но прежде нужны стандарты образовательные, ведь то, чего человек не изучал, мы можем требовать лишь факультативно. Но и при наличии стандартов мы получим специалиста лишь через 6-8 лет, жизнь снова уйдет вперед. В этом уязвимость систем, связанных с подготовкой  узкого специалиста.

Нужно делать ставку на человека, развитие его личностных качеств и адаптивности к новым запросам, для чего увеличить блок дисциплин, стимулирующих юридическое мышление: логику, анализ, этику. Важен и круг предметов мировоззренческих – для понимания закономерностей социально-экономических процессов, принципов управления. Надо ставить амбициозные цели. Самая амбициозная  – подготовка специалиста к запросам инновационной модели развития страны. Задача сложная, но решаемая.

- Не будет ли квалификационный экзамен дублировать выпускной государственный? Не проще ли ужесточить последний?

- Об этом в Ассоциации идут споры. Большинство, я в том числе, считает: госэкзамен есть итог учебы в вузе, его должны проводить преподаватели. А работодателям важны не столько знания, сколько компетенции.

- Какие еще меры предлагает АЮР?

- Составление рейтинга юридических вузов, расширение студенческой практики. Принципиально важно разделить специальность «Юриспруденция» как минимум на три направления: уголовное, гражданское, государственно-правовое. Если по каждому разработать образовательный стандарт и программы, специализация будет очень эффективной. Но это уже дело будущего.

- А когда могут стать реальностью прочие упомянутые в нашем разговоре замыслы?

- В правительстве утверждены рабочие группы экспертов. К началу 2010 года они представят разработки по критериям профильности, механизму квалификационного экзамена и госаккредитации. Надеюсь, первые результаты заявленных инициатив появятся в этом году.

 

Источник: РИА Новости, Иван Стерлигов (ГУ-ВШЭ)

Другие матералы рубрики: