Поволжский Образовательный Портал

Образование на экспорт

Опубликовано 05 октября 2004

Во всем мире образование сегодня развивается как экспортная отрасль. Основная конкуренция идет между наиболее развитыми странами Западной Европы, Северной Америки, Австралией и Японией, в которых обучается более 80% всех иностранных студентов. Место, которое занимает на международном рынке образовательных услуг Россия, не соответствует ее образовательному потенциалу. Однако все может изменить Болонский процесс.

Процесс гармонизации образования начался с заявления, сделанного в июне 1999 года в Болонье министрами образования ряда европейских государств. Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации обусловлены привлекательностью, которую ее культура имеет для других стран. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям, - говорилось в заявлении. Целью, сформулированной в заявлении министров, стало увеличение международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. В нем же сформулированы принципы и механизмы гармонизации европейских образовательных систем (см. таблицу). Завершить процесс унификации планируется к 2010 году.

Ключевым моментом гармонизации образовательного процесса в Европе является введение системы кредитов. В упрощенном виде это выглядит следующим образом. Каждому учебному курсу присваивается определенное количество баллов, кредитов. Устанавливается количество кредитов, которые необходимо набрать для получения сертификата или диплома. Принятие ECTS - европейской системы перезачета кредитов обеспечивает прозрачность, сопоставимость объема изученного материала и соответственно возможность академического признания квалификаций и компетенций выпускника в других странах. При этом ECTS является своего рода накопительной системой. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, - на различного рода курсах и семинарах, которые признаются заинтересованными университетами. А это, в свою очередь, помогает реализовать популярную в Европе концепцию обучение в течение всей жизни.

Россия свое решение о присоединении к Болонскому процессу приняла достаточно поздно - в 2003 году. Это объясняется, с одной стороны, тем, что трудно начинать новый этап изменений до тех пор, пока не завершена уже начатая модернизация российской образовательной системы. С другой стороны, экономическое положение России, несмотря на начавшуюся стабилизацию, не позволяет пока надеяться на увеличение финансирования высшего образования. А для любых нововведений требуются средства по меньшей мере на проведение исследований. Кроме того, опыт внедрения программ подготовки бакалавров и магистров показал, что российское образовательное сообщество очень консервативно, может быть, потому, что начиная с конца 80-х годов профессорско-преподавательский состав стремительно старел, и этот процесс еще не прекратился, отмечают в администрации Профсоюза работников образования и науки.

Вместе с тем в России в отличие от значительной части других стран Европы многие положения Болонского процесса уже выполнены. Например, двухуровневая система академических степеней уже введена. Существует национальная система аккредитации образовательных учреждений. Это создает обманчивое впечатление о легкости достижения других целей Болонского процесса. Однако на практике все будет зависеть от политики федеральных властей и развития общей экономической ситуации в России. Во многих странах (Австрия, Германия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Швеция) идет интенсивный процесс изменения законодательства, связанный в том числе и с облегчением трудоустройства студентов и жителей других стран Европы. Так что еще непонятно, приведет ли Болонский процесс к выходу России на международный рынок образовательных услуг или просто облегчит утечку мозгов.

Что такое Болонский процесс

Введение двухциклового обучения.

 Предлагается ввести фактически два цикла обучения: 1-й - до получения первой академической степени, 2-й - после получения первой академической степени. Продолжение обучения на 1-м цикле должно быть не меньше 3 и не больше 4 лет. Степень бакалавра, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Обучение в течение второго цикла может вести к получению степени магистра (через 1-2 года обучения после получения 1-й степени) и/или к докторской степени (при общей длительности обучения 7-8 лет).

Введение кредитной системы.

Предлагается ввести во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ЕСТS, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции обучение в течение всей жизни.

Контроль качества образования.

Предполагается учреждение аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно будут установлены стандарты транснационального образования.

Расширение мобильности.

На основе выполнения предыдущих пунктов предполагается существенное развитие мобильности учащихся. Кроме того, ставится вопрос о расширении мобильности преподавательского и иного персонала для взаимного обогащения европейским опытом. Предполагается изменение национальных законодательных актов в области трудоустройства иностранцев.

Обеспечение трудоустройства выпускников.

 Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы на пользу всей Европе. Все академические степени и другие квалификации должны быть востребованы европейским рынком труда, а профессиональное признание квалификаций должно быть облегчено. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместное использование Приложения к диплому, рекомендованного ЮНЕСКО.

Обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Одной из главных задач, которая должна быть решена в рамках Болонского процесса, является привлечение в Европу большего количества учащихся из других регионов мира. Считается, что введение общеевропейской системы гарантии качества образования, кредитной накопительной системы, легко понимаемых квалификаций и тому подобного приведет к повышению интереса европейских и иных граждан к высшему образованию.

По материаллам сайта Рамблер-Медиа

Другие матералы рубрики: