Поволжский Образовательный Портал

Государство и бизнес намерены развивать систему опережающего обучения

Опубликовано 19 ноября 2009

Российское государство и бизнес-сообщество будут совместно продолжать программы опережающего обучения в 2010 году, направленные на подготовку квалифицированных кадров для инновационной экономики. За необходимость модернизации системы образования, а также за возвращение престижа рабочим профессиям высказались участники круглого стола "Новые кадры для новой экономики", организованного РИА Новости.

Приоритет опережающего обучения

Правительство РФ будет развивать в 2010 году программы опережающего обучения для россиян, оказавшихся под угрозой увольнения, сообщил в среду журналистам глава Роструда Юрий Герций.

Опережающее образование для посткризисной экономики >>

"На 2010 год в тех проектах документов, которые определяют направления нашей деятельности в условиях кризиса, предусматривается развитие направления по профессиональному обучению, переобучению работников. Все они остаются в силе, и мы им отдаем приоритет, но уже с учетом тех уроков, которые мы получили в 2009 году", - сказал Герций.

По словам главы Роструда, итоги 2009 года показали, что не во всех регионах и населенных пунктах России имеются возможности для обеспечения проведения переобучения или повышения квалификации работников.

Герций отметил, что всего в программах опережающего обучения в 2009 году приняло участие около 200 тысяч россиян. В основном эти программы были связаны с повышением квалификации, обучением новой профессии и перепрофилированием. Охотнее всего, по словам Герция, переобучение проходят люди рабочих профессий.

"Группа инженерно-технического состава, менеджеры, организаторы производства, а также группы, связанные с финансово-экономическим блоком, в системе переобучения и повышения квалификации в общей численности составляют примерно 15%", - заметил он.

Бонус за наставничество

Государство также планирует поощрять наставников выпускников, которые проходят стажировки в рамках государственной программы опережающего обучения на предприятиях.

Опережающее образование: готово ли общество? >>

"Мы предлагаем и, я думаю, правительство РФ пойдет на это, оказывать финансовое стимулирование тех людей, которые организуют и проводят стажировку молодых специалистов. Предлагается ввести стимул выплаты в размере 50% от МРОТ такому специалисту, который организует и проводит стажировку", - сказал Герций.

По его словам, стажировка на предприятии является перспективным направлением в системе программ опережающего обучения. Он отметил, что около 70% стажеров, которые после мая 2009 года прошли программы стажировки, закрепились на постоянных рабочих местах.

Герций напомнил, что ежегодно учебные заведения РФ оканчивают около одного миллиона выпускников. По его словам, на сегодняшний день в органах занятости числятся 83 тысячи выпускников средних и начальных образовательных учреждений, которые не смогли найти работу.

Кадры новой экономики

Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Федор Прокопов считает, что активная реализация программ опережающего обучения должна привести к модернизации экономики в целом.

"С точки зрения перспективы, стратегии кадрового развития компании или экономики в целом, опережающее обучение понимается в более широком смысле этого слова, под ним имеется в виду набор квалификаций или набор компетенций работника, который опережает текущие потребности бизнеса, экономики", - сказал он.

"Квалификационный задел должен, по логике, привести к модернизации экономики. Ценность образования и ценность труда дают высокий экономический потенциал", - пояснил он.

Как отметила директор по персоналу ОК "Русал" Виктория Петрова, из 14 тысяч сотрудников компании, которые в этом году находились под угрозой увольнения, более шести тысяч работников прошли через программы опережающего обучения и переподготовки кадров.

Петрова отметила, что такие программы должны преследовать две цели: переподготовку работника, который все-таки будет сокращен, в соответствии с потребностями местного рынка труда, а также переподготовку сотрудников для реализации перспективных планов компании-работодателя.

"Это был сложный проект, мы впервые его осуществляли", - сказала она.

Как считает представитель "Русала", образовательный ресурс для решения проблемы подготовки квалифицированных кадров используется пока не полностью. Кроме того, за последние 20 лет в России был утрачен престиж рабочей профессии.

"В данной ситуации возникает вопрос привлечения мигрантов, но при этом мы утратили ценность труда... Неважно, на каком месте ты трудишься, важно - как ты это делаешь", - сказала она, отметив, что 85% персонала "Русала" являются рабочими.

По мнению Петровой, государство при поддержке крупных работодателей должно реализовывать специальную программу по возвращению престижа рабочих профессий.

В свою очередь, проректор МГТУ имени Баумана Валерий Москаленко отметил, что выпускники российских вузов "выше на голову тех выпускников, которых мы хотим пригласить на работу из-за рубежа". По его словам, ежегодно из Бауманки выпускается 3,5 тысячи человек и более 10% из них уходят работать в западные компании.

Ценится ли образование?

Директор по управлению персоналом и корпоративным отношениям, член правления ГК "Ренова" Олег Алексеев подчеркнул, что в России, прежде всего, необходимо изменить отношение людей к профессиональному образованию.

"Образование в России не дает социального лифта. То есть, успех и образование не связаны напрямую", - считает он.

По его словам, в европейских странах во время кризиса чувствуют себя уверенно только люди, имеющие достаточную квалификацию. Именно поэтому и следует развивать программы опережающего обучения в РФ.

Возможные решения

По словам президента Общероссийского межотраслевого объединения работодателей - производителей никеля Ольги Голодец, для улучшения ситуации в российском профессиональном образовании необходимы "нормальные финансовые потоки, новые технологии, а также серьезные протекционистские меры".

Она согласилась с тем, что одной из основных задач является коренное изменение отношения в стране к профессиональному обучению с целью приведения его в соответствие с требованиями экономики.

Голодец отметила, что необходимым условием обеспечения эффективности опережающего обучения является растущее взаимодействие работодателей с учреждениями системы образования.

"Я не знаю предприятий, которые не сотрудничали бы с профильными вузами в подготовке молодых специалистов, не развивали бы систему наставничества", - сказала она.

При этом представитель работодателей призвала соблюдать баланс в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов с дипломами вузов.

"Для инновационной экономики необходимы высококвалифицированные кадры, но, все же, не нужно, чтобы 80% людей имели высшее образование", - пояснила Голодец.

По ее мнению, для повышения эффективности профессионального обучения по заявкам работодателей необходимо также прояснить определения той или иной профессии.

"Если в западных справочниках числятся 600-700 специальностей, то в России их - несколько тысяч. К примеру, профессии "шахтер" как таковой в России нет, а есть порядка шести смежных специальностей", - пояснила Голодец.

В свою очередь, ректор Российского нового университета, председатель Совета ассоциации негосударственных вузов России Владимир Зернов полагает, что дело не в количестве людей с высшим образованием, а в уровне такого образования.

Например, в ряде ведущих экономических держав ставят вопрос о всеобщем высшем образовании. "Я высоко оцениваю советскую систему образования, но она требует модернизации, поскольку структура экономики теперь совсем другая", - сказал Зернов.

 

 

Источник: РИА Новости

Другие матералы рубрики:

Архив новостей

2017Последние новостиЯнварь