Поволжский Образовательный Портал

Лифт к успеху

Опубликовано 14 октября 2004

2004 - четвертый год эксперимента по введению единого государственного экзамена. Уже через несколько лет на вступительных экзаменах в российские вузы не будет конкурса, так как количество выпускников школ из года в год сокращается. Такое мнение прозвучало на пресс-конференции по итогам Всероссийского совещания, где обсуждались результаты работы ЕГЭ в ряде регионов.

В Совещании приняли участие 238 представителей системы образования, которые представляли 78 субъектов РФ, в том числе руководители региональных органов управления образованием, ректоры ВУЗов, директора учреждений среднего профессионального образования. Большинство участников Всероссийского совещания отметили, что ЕГЭ соответствует поставленным перед ним целям.

Анализируя проведение эксперимента руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов отметил, что в 2004 году технологии проведения ЕГЭ были апробированы в 65 регионах. Специалистами в ходе поведения эксперимента разработаны 665 оригинальных вариантов контрольно-измерительных материалов по 14 общеобразовательным предметам. В этом году впервые была апробирована единая система приема и зачисления в вузы с использованием автоматизированной системы Единый конкурсный прием, при которой как организация приема в вузы, так и информирование поступающих шло без их выезда к месту расположения вузов. В апробации было задействовано 14 вузов из 11 субъектов РФ, в ней участвовали 33,6 тыс. абитуриентов, из которых около 7 тысяч были зачислены в вузы.

В целом, в 2004 году по сравнению с предыдущим годом увеличилось число участников ЕГЭ, как по регионам (с 47 до 65 регионов), так и по абсолютному числу выпускников (с 752 тысяч до 982 тысяч человек. Увеличилось также число вузов и их филиалов, принимавших абитуриентов по ЕГЭ - с 464 до 946. К сожалению, к их числу не относится Московский государственный университет. Однако г-н Болотов выразил уверенность, что в 2005 году МГУ, возможно, будет засчитывать результаты ЕГЭ по непрофильным экзаменам. По словам чиновника, Москва, в которой ЕГЭ сдавали только в некоторых школах, будет участвовать в эксперименте по всем предметам в 2005 году.

Председатель Комитета по науке высшей школы Санкт-Петербурга Александр Викторов, комментируя результаты эксперимента в Санкт-Петербурге, отметил, что с 2006 года ЕГЭ можно использовать на полную катушку. Городские вузы получили приток хорошо подготовленных абитуриентов, при этом 44 % составляют иногородние. По его мнению, ЕГЭ сильно облегчает жизнь школьникам, так как они теперь не сдают практически одновременно вступительные и выпускные экзамены. С ним согласилась министр образования и молодежной политики Чувашской республики Галина Чернова, которая подчеркнула, что ЕГЭ - это ставка на хорошо образованных людей. Она также отметила, что в условиях рынка многие выпускники оказались лишены возможности получить хорошее образование, а ЕГЭ является своеобразным лифтом к успеху в жизни. По мнению руководителя департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Исаака Калины ЕГЭ представляет собой механизм защиты страны от неподготовленных студентов. В то же время, Виктор Болотов заявил, что 20% школьников, сдававших ЕГЭ по математике, набрали всего 20 баллов, то есть сдали экзамен на двойку и имеются вузы, которые принимают абитуриентов с такими результатами. Правда их немного, всего 5 %, но они есть.

Несмотря на такие победные реляции, участники совещания обозначили проблемы, которые требуют решения. Например, необходимо расширение заданий, которые ориентированы на проверку общеучебных навыков и умений, упрощение процедуры рассмотрения апелляций и публикация методики шкалирования результатов ЕГЭ, позволяющей уменьшить число необоснованных обращений. Требует дальнейшей разработки и апробации технология, которая обеспечивала бы проведение ЕГЭ для учащихся с ограниченными возможностями, для выпускников, проживающих в труднодоступных и отдаленных территориях, в российских школах, расположенных за границей. Пока не решены вопросы об определении условий и дополнительных вступительных испытаний по творческим специальностям и профильным специальностям ведущих вузов, об использовании при приеме в вузы наряду с результатами ЕГЭ результатов олимпиад на региональном уровне и всероссийских конкурсов по различным направлениям (технические, аграрные, педагогические и т.д.). Не ясен вопрос надо ли сдавать повторно ЕГЭ тем абитуриентам, которые не поступили в вузы в этом году и что делают вузы с оставшимися свободными местами, так как абитуриент может послать свои результаты ЕГЭ сразу в несколько институтов, но выберет он, конечно, только один.

Тем не менее, на 2005 год 78 субъектов РФ представили согласованные решения об участии в эксперименте. В соответствии с планом, в 2005 году количество участников ЕГЭ достигнет 1 200 тыс человек, при этом увеличится количество вузов - с 946 до 1650. Число предметов, по которым проводится ЕГЭ останется прежним, счастливым - 13. Как отметил Виктор Болотов, категорически отказывается принимать участие с эксперименте Нижегородская область, руководители которой считают его неправильным.

Подводя итоги пресс-конференции Виктор Болотов подчеркнул, что в 2005-2006 годах будет завершена апробация процедуры и технологии ЕГЭ во всех субъектах РФ, а в 2008 году единый госэкзамен будет введет в штатный режим на территории всей страны.

 

Другие матералы рубрики: