Поволжский Образовательный Портал

Получить высшее образование для людей с ограниченными физическими возможностями сродни подвигу

Опубликовано 23 июля 2010

Впервые в Перми инвалид-колясочник первой группы Иван Ярославцев смог с помощью технологий дистанционного обучения получить высшее образование по специальности "инженер автоматизированных систем управления".

На коляске за дипломом

Для большинства пермских инвалидов высшее образование по-прежнему недоступно - им приходится рассчитывать только на помощь своих родителей и преподавателей вузов.

Иван Ярославцев живет в самом северном городе Прикамья - Красновишерске. От него до Перми более 400 километров. На протяжении пяти лет Иван дважды в год ездил в краевой центр прослушивать лекции и сдавать экзамены. Для здорового человека такие поездки не представляют особой проблемы - только дорога слишком накладна. Но Иван Ярославцев - инвалид первой группы, с детства ему поставлен диагноз "несовершенный остеогенез". Проще говоря, у молодого человека повышенная ломкость костей, или, как говорят в народе, "стеклянная болезнь". Любое неосторожное движение может привести к перелому.

Несмотря на это, Иван в 2005 году поступил на факультет дистанционного обучения в Пермский государственный технический университет. Каких усилий стоило получить долгожданный диплом инженера автоматических систем управления, знает только Иван и его родители. К тому же обучение требует денег, и немалых. Сейчас за год учебы необходимо отдать 60 тысяч рублей. Хорошо еще, что помогли местные предприниматели. А родителям даже пришлось по сниженной цене купить старенький ВАЗ-2104, чтобы было на чем Ивана в Пермь возить.

Но деньги оказались не самой главной проблемой. Студенту, который с детских лет передвигается на инвалидной коляске, необходимо было присутствовать на лекциях. А они, как правило, проходят не только на разных этажах, но и в разных зданиях. Один из корпусов политеха и вовсе расположен на другом берегу Камы. Вот и таскали его родители на руках из аудитории в аудиторию. У отца на нервной почве даже инфаркт случился. Но усилия не пропали даром.

- Когда Иван первый раз приехал в университет, у него был такой потерянный, смущенный вид, - говорит Татьяна Кузнецова, декан факультета дистанционного обучения. - Ведь на окраине региона он практически никуда раньше не выезжал и представить себе не мог, как будет жить дальше, чем заниматься. И наш вуз дал ему направление в жизни. Сейчас он очень изменился. Стал взрослым, уверенным в себе мужчиной.

Вне зоны доступа

Такие же препятствия годом раньше преодолела и Екатерина Селиванова, учившаяся в ПГТУ шесть лет по специальности "менеджер управления организациями". Ради студентов с ограниченными возможностями, чтобы избавить родителей от необходимости поднимать коляски на верхние этажи политеха, преподаватели даже проводили индивидуальные занятия на первом этаже.

И очень горько было молодым студентам от того, что власти равнодушно отнеслись к их проблемам. Помощи ребятам-инвалидам, стремящимся получить высшее образование, нет практически никакой. Несколько лет назад Катя Селиванова обратилась за помощью в администрацию Перми - попросила установить пандус на входе в ПГТУ.

- Написала письмо на имя пермского мэра Игоря Шубина, обрисовала положение, - говорит она. - И мне в результате пришел вежливый ответ, что денег на такие расходы в городском бюджете нет и, видимо, никогда не будет.

Без перспективы

Другая проблема возникла перед дипломированными Селивановой и Ярославцевым уже после окончания вуза. Им очень тяжело устроиться на работу. Но если Ивану с его профессией компьютерщика еще можно найти себе дело, то Екатерину просто никуда не берут.

- Не готовы люди принять на работу человека в инвалидной коляске, - с горечью говорит Катя. - Как только узнают, что я инвалид, сразу отказываются. Неплохо бы у нас в крае разработать систему работы на дому или частичной занятости. Да разве наши власти станут этим заниматься?

Селиванова знает, о чем говорит. За всю жизнь, кроме пенсии, ее за казенный счет один раз свозили прокатиться на теплоходе по Каме и как-то к празднику подарили комплект постельного белья. Этим забота со стороны государства и ограничилась. У нее много знакомых в Перми - таких же, как она, людей с ограниченными возможностями. И многие хотели бы учиться в вузах, работать, но полное отсутствие в Пермском крае каких-либо условий для этого и, соответственно, дальнейших перспектив, ставит на таких желаниях жирный крест.

Даже для того, чтобы установить в подъезде дома, где живет инвалид, пандус, необходимо согласие всех жильцов - ведь расходы на установку потом надо делить на всех собственников.

Комментарий

Николай Шевелев, проректор по новым образовательным технологиям Пермского государственного технического университета:

- Дистанционное обучение, которое в нашем высшем учебном заведении практикуется последние годы, - самая удобная форма для людей с ограниченными возможностями. Можно учиться не выходя из дома при наличии, конечно, Интернета. Причем некоторые занятия у нас проходят в режиме реального времени. Это очень удобно. Но все равно ребятам и девушкам приходится приезжать в вуз на практические занятия, сдачу экзаменов и другие подобные мероприятия.

К тому же обучение платное. А обычно в семьях инвалидов доход небольшой. И вот эти трудности - передвижение по этажам, между зданиями и оплату учебы - им приходится преодолевать. К сожалению, не существует никаких государственных проектов или программ, направленных на поддержку этой части молодежи. Им приходится выворачиваться самим. Мы обращались в различные инстанции с просьбой о помощи, но в ответ приходят лишь рекомендации самим как-то решить все вопросы.

Конечно, без помощи наш вуз ребят-инвалидов не оставляет. Мы идем на различные нарушения, чтобы им помочь, за что можем и пострадать. Но пока у нас в стране не решится вопрос о свободном доступе к высшему образованию людей с ограниченными возможностями, придется рисковать самим. Причем, насколько мне известно, сейчас максимально облегчен доступ к высшему образованию в армейских условиях и даже в местах лишения свободы а молодые ребята-инвалиды получают его с огромными трудностями.

Как в других регионах

Положительный опыт инклюзивного высшего образования существует в других городах России. Но весь он базируется исключительно на доброй воле руководства вузов.

В Санкт-Петербургском госуниверситете обучаются 312 студентов-льготников, в числе которых есть инвалиды.

В Самарском госуниверситете для группы из восьми человек с ограниченными возможностями специально установили пандус и оборудовали туалетную комнату.

Руководство Бурятского государственного университета сейчас рассматривает вопрос о формировании группы на базе учебного класса специализированного дома инвалидов-колясочников.

В Челябинске на базе ЧелГУ существует единственный на Урале Центр региональной подготовки инвалидов, который разработал уникальную для России систему доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. В ее основу положено интегрированное обучение инвалидов с различными физическими нарушениями и сопровождение их учебы. При этом есть возможность не только профессиональной, но и социокультурной реабилитации. Ежегодно на всех факультетах обучаются более 200 студентов-инвалидов, а слушатели-инвалиды проходят довузовскую подготовку по университетскому регламенту, в учебных аудиториях и читальных залах.

 

 

 

 

 

Источник: официальный сайт Российской газеты

Другие матералы рубрики: