Поволжский Образовательный Портал

Готовить инженеров трудно и невыгодно

Опубликовано 02 ноября 2010

В рамках конференции "Маркетинг образовательных услуг" прошел семинар, посвященный непрерывному образованию и инструментам профессиональной ориентации. В дискуссии приняли участие директора и руководители программ ведущих вузов России, а также эксперты в области маркетинга и брендинга.

Участники конференции затронули вопрос о конфликте между популярными у абитуриентов специальностями и действительно востребованными профессиями на рынке труда. Проблема профессиональной ориентации стоит очень остро. Профильные вузы имеют сегодня по нескольку образовательных программ по таким направлениям, как экономика, управление, информатика, гуманитарные науки и право. Но, по мнению экспертов, экономические, управленческие и подобные им специальности постепенно начинают задавливать все остальные.

"В целом, работодателям не нужно такое большое количество менеджеров, экономистов и юристов, - говорит заместитель заведующего кафедрой энергетических и сырьевых рынков факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Кирилл Зиньковский. - Работодатели не устают говорить, что им нужны инженерные специальности. Технических специалистов наши работодатели готовы взять всех, но только на те деньги, на которые эти самые специалисты не хотят идти".

Рынком востребованы популярные профессии. Непрофильные специальности открыли почти все технические вузы и набор по ним весьма существенный. Конечно, это прежде всего платное образование, но трудно упрекнуть вузы в желании выжить. К сожалению, сформировались отрицательные бренды инженерных и технических специальностей. Но эксперты говорят о том, что постепенно, в глазах будущих абитуриентов, массовые специальности будут терять свою привлекательность и их может постигнуть та же участь, что и бренды инженерных и технических специальностей. В сложившейся ситуации студенты теряют время, деньги и мотивацию. Работодатели - конкурентоспособность, а государство - перспективы развития.

"Вузы продают массовые бренды, потому что поддерживать профиль специалиста трудно и невыгодно, - отмечает Кирилл Зиньковский. - Мне в этой истории меньше всего жалко вузы, потому что пострадавшей стороной являются студенты".

Эксперты отмечают, что во всех странах, переходящих на обучение "бакалавриат - магистратура" существует проблема набора в магистратуру. Существует проблема трудоустройства магистрантов, потому что бакалавр, человек с базовым образованием, с базовыми знаниями, для работодателя - приоритет. "Если мне, как работодателю, потребуется человек для решения четко сформулированных мною задач, я лучше возьму бакалавра, чем магистра с узкой специализацией, - говорит директор Центра комплексных европейских и международных исследований, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Тимофей Бордачев. - Я возьму человека, которого смогу быстро научить, что надо делать. Потому что у него будут базовые знания, на которые все мои уроки и указания смогут хорошо лечь и будут восприняты".

Проблема с магистратурой - это общая проблема тех стран, которые копируют чужие системы образования. А эти системы образования выгодны лишь для тех стран, которые их создали.

"В магистратуре действительно готовят специалистов, - отмечает заместитель заведующего кафедрой энергетических и сырьевых рынков факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Андрей Белый. - На Западе чаще всего человек, проработавший уже лет пять - десять, решает идти в магистратуру. Для меня совершенный нонсенс, когда я вижу в своей магистратуре ребят, которым по 20 лет".

В лучшем положении, по мнению специалистов, сейчас находятся вузы США, в основном, ведущие из них. Потому что они сочетают уже накопленную традицию и в то же время способны внедрять что-то новое. Именно поэтому американские вузы сейчас наиболее престижные.

 

 

 

 

Источник: официальный сайт Российской газеты

Другие матералы рубрики: