Поволжский Образовательный Портал

Федеральные университеты должны изменить жизнь целых регионов

Опубликовано 17 ноября 2010

В ближайшие пять лет на развитие образования будет потрачено 137 млрд. руб., заявил на днях глава правительства РФ Владимир Путин. При этом значительная роль во всех этих программах отведена федеральным, национальным исследовательским университетам и структурам, созданным на базе их. Чего ждут власти от федеральных университетов и достижимы ли цели, возлагаемые на них, попытаемся понять на примере Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).

       Как гласит местная легенда, в одну из поездок на Дальний Восток тогдашнего главы государства Владимира Путина кто-то из сопровождающих его крупных ученых предложил: а не создать ли крупный научный центр на базе Дальневосточного университета, институтов РАН, океанариума и парка живой природы? Дескать, в брежневские же времена думали о науке (решение о создании Дальневосточного научного центра АН СССР было принято в 1970 году). И "сигнал снизу" был принят во внимание. В мае 2008 года, вскоре после подписания приказа уже нового президента страны Дмитрия Медведева, начались первые проектные работы.

       До 2010 года университетом руководил Владимир Курилов. Его ректорство продолжалось почти 20 лет. В его бытность университет вышел в передовые. Появились интернет-центр, исследовательский центр "Морская биота". Вуз получил гранты на инновации и на развитие направления "нанотехнологии". При Курилове началось строительство кампуса на острове Русский.

       Нынешней осенью ректором назначен бывший замминистра образования Владимир Миклушевский. Свой разговор с журналистами он начинает с рассказа о строительстве. "Корпуса строятся по новым технологиям, - рассказывает ректор. - Связь в кампусе будет самой современной, IT-телефония в качестве фиксированной связи? Сеть Wi-Fi, цифровое ТВ. Здесь будут технологии завтрашнего дня".

       Предполагалось, что после саммита АТЭС в 2012 году остров Русский станет крупным рекреационным центром, включающим игорную зону. Решение о создании студенческого кампуса опрокинуло представления местных жителей о развитии региона в целом. Начались разговоры на тему "вузовской гигантомании" и "где набрать студентов". Опубликованные в СМИ результаты опроса старшеклассников подтвердили худшие опасения - учить практически некого. До 47% школьников намеревались покинуть регион. Эти же цифры, собственно, заставили власти задуматься о том, как сделать так, чтобы молодое поколение увидело на родине для себя хоть какую-то перспективу, и чем привлечь молодежь из других регионов.

       Ведущие университеты всегда делают упор на магистерские программы, подразумевающие интенсивную научно-исследовательскую работу. Но увеличение числа магистров и аспирантов обязательно предполагает наличие кампуса. Так всегда делают в Европе. Самое ценное для ученого люда - это время. Время, сэкономленное на переездах от библиотеки к университету, лабораториям и собственному дому. А летом отстроенный кампус при желании можно превратить в подобие Дальневосточного Селигера. Подстегивали и другие обстоятельства?

       "Вы, конечно, понимаете, что 50 тысяч студентов не бывает в университетах такого уровня, - уходит от "спекулятивной" цифры нынешний ректор (ранее говорилось, что ДВФУ откроет двери для 50 тыс. студентов - З.С.). - Мы ориентируемся максимально на 30 тысяч. Уже сегодня в нашем вузе - 25 тысяч. В будущем мы намерены поднять количество иностранных студентов до 30%. Три рынка образовательных услуг, на который планируем работать, - Китай, Вьетнам, Индонезия. Там много желающих получить высшее образование".

       Чем ДВФУ будет привлекать иностранных студентов? По мнению Владимира Миклушевского, двуязычными программами и курсами, удовлетворяющими специфические потребности иностранных студентов. Стимулирующий фактор - мощная технологическая составляющая и лучшая профессура, российская и зарубежная. Наряду с направлениями - физика, химия, биология, геология, нанотехнологии и востоковедение.

       До недавнего времени вуз в основном концентрировался на закупках оборудования. На эти цели уходило до 70% бюджета. Сегодня картина иная. "Инвестиции, которые сделаны, будут в дальнейшем замещаться другими доходами. Те процессы, которые запущены сегодня, - инвестиции в человека", - подчеркивает Миклушевский.

       Одним словом, инвестиции в студентов и преподавателей. Работать здесь иностранные и российские преподаватели будут в том числе и вахтовым методом. А вот с филиалами ДВФУ будет осторожнее.

       "На бренд университета плохо влияют слабые филиалы, - уверен Миклушевский. - Совсем отказаться от филиалов тоже нельзя, с наличием их у вуза есть больше шансов развиваться. Но если филиал оказывает услуги плохого качества - это, конечно, не более чем обман? Во многих филиалах присутствует в основном только гуманитарная составляющая, а территории нужны те специалисты, которые востребованы экономикой. Мы точно решим, где студентов оставим, а где - нет".

 

 

 

Источник: официальный сайт Министерства образования и науки РФ

Другие матералы рубрики: