Поволжский Образовательный Портал

Дорогостоящий балласт,или как бороться с бракоделом

Опубликовано 05 ноября 2004

О проблеме качества образования мы писали не раз. Сейчас это главная задача не только высшей школы, но и вообще всех ступеней образования начиная с дошкольного. Профессор МАМИ (Московского автомеханического института), доктор технических наук Игорь БАЛАБИН в своих научных трудах пошел еще дальше — он сопоставляет качество товаров и услуг не только с качеством профессиональной подготовки молодого специалиста, закончившего среднее или высшее профессиональное учебное заведение, но и с уровнем его воспитанности и общей культуры. Причем ответственность за нравственный облик молодых специалистов Игорь Венедиктович возлагает в первую очередь на преподавателей ссузов и вузов.

- Уровень качества товаров и услуг является отражением социально-культурного и технико-экономического показателя развития общества, — считает Игорь Венедиктович. — Любой бракованный товар является самым настоящим (независимо, понимает это или нет производитель) способом объективного вредительства, и в случае, если это носит не единичный характер, проблема приобретает социальную остроту государственного масштаба, что и происходит в России в настоящее время, во многом способствуя разразившемуся кризису. Активная его фаза продолжается вот уже почти 10 последних лет. Зарождение же этого экономического и социального бедствия уходит своими корнями в доперестроечную эпоху. Поэтому убежден, что воспитание чувства взыскательности к своему поведению должно начинаться с дошкольного возраста и протекать, как правило, в семье, а затем в школе, завершаясь (если процесс воспитания может вообще когда-нибудь завершиться) в стенах профессионального учебного заведения, будь то колледж или университет.

При этом если семья и школа закладывают общие основы воспитания юного индивида, то профессиональное образование занимается предметным формированием интеллекта уже взрослого человека, а потому подготовленного к восприятию основных принципов отношения к своей профессии.

Воспитание в колледже и в вузе приобретает особую важность, так как выпускникам этих учебных заведений вскоре предстоит стать родителями, которые будут воспитывать своих детей. И, конечно, им предстоит стать специалистами. А у каждого исполнителя должно быть ясное понимание того, что заключенный в изделии брак, тем более в скрытой форме, который невозможно обнаружить имеющимися на предприятии средствами контроля,- это всегда потери для общества и сиюминутная выгода для бракодела. То, что горе-мастеру удалось «сплавить» такое изделие, непременно оборачивается негативом как для тех, кто приобрел дефектный товар, так и в равной, если не в большей степени, для автора брака, который, сам того не замечая, деградирует как специалист, как личность, усваивая формулу счастья в виде результата удачного обмана.

Специалист без высокой требовательности к результатам своего труда является в лучшем случае дорогостоящим для предприятия балластом, а в худшем — опасным вредителем, наносящим труднопоправимый урон, дискредитирующий производителя, а это в условиях рыночных отношений чревато губительными для предприятия последствиями.

Важным аспектом обеспечения качества изделий и услуг является воспитание дисциплинированного и пунктуального отношения работника к выполнению производственных заданий. Здесь у нас имеются большие проблемы, отягощенные национальной ментальностыо. Это один из труднейших участков воспитательной работы, но, не переломив ситуацию халатного, безответственного отношения к порученному делу, мы никогда не сможем добиться желаемого результата, а отечественные товары не станут конкурентоспособными на мировом рынке.

К сожалению, в рамках существующих предметов как средних, так и высших учебных заведений, по крайней мере если речь идет о технических колледжах и университетах, отсутствуют разделы, которые были бы направлены на воспитание сознания молодого специалиста в духе высокой требовательности ко всему, что является продуктом его личной или коллективной деятельности с его участием.

Таким образом, без подготовленных, высококвалифицированных и в такой же степени высоконравственных и культурных специалистов решить проблему серьезного повышения качества выпускаемой нашими заводами продукции и оказываемых в обществе услуг ни за что не удастся

По материаллам сайта Учительская газета.

Другие матералы рубрики: