Поволжский Образовательный Портал

Зернов: вузам нужны стимулы для поддержания своих сайтов

Опубликовано 27 июля 2011

РИА Новости совместно с Высшей школой экономики по инициативе Общественной палаты РФ провели мониторинг открытости сайтов российских вузов. Среди лидеров рейтинга преобладают региональные вузы. Почему ведущие столичные вузы уделяют меньше внимания своим сайтам, и можно ли обязать вузы представлять на сайтах исчерпывающую информацию об учебном заведении? В интервью РИА Новости ситуацию комментирует глава Ассоциации негосударственных вузов, ректор Российского нового университета (РосНОУ) Владимир Зернов.

- Владимир Алексеевич, мониторинг прозрачности сайтов вузов проводится второй год, и, тем не менее, до сих пор есть вузы, сайты которых не работают вовсе или на которых нет информации для поступающих. Может быть, стоит обязать вузы представлять информацию на сайтах в полном объеме?

- Да, на мой взгляд, представление такой информации должно быть обязанностью вуза. Если на сайте отсутствует какая-то важная информация, вузу, к примеру, можно было бы предъявить претензии при участии в конкурсах на контрольные цифры приема или на научные разработки... Я, кстати, не понимаю, почему эта информация сейчас не учитывается при решении данных вопросов. Ведь тогда сразу бы все изменилось – у вузов появится стимул заниматься продвижением и заполнением своих сайтов.

И – если вспомнить – то, что сейчас по заказу Общественной палаты ведется мониторинг прозрачности сайтов вузов, соотносится по своей сути с давним – 1986 года – решением, когда согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР вузы должны были предоставлять информацию о своей деятельности – речь, правда, шла тогда не о сайтах и не об Интернете. Однако "посыл" не изменился – внутренняя работа вузов должна быть открытой для всех, кому нужна определенная информация.

- Среди вузов, получивших в рейтинге максимальное количество баллов, много региональных учебных заведений. Почему столичные вузы в сравнении с региональными не столь активны?

- В регионах есть сильные вузы, которые заинтересованы в привлечении абитуриентов и активно ведут работу по этому направлению. Я знаю такие вузы, и до результатов мониторинга знал, что на их сайтах все в порядке.

Вообще же на сайтах должна быть представлена не только информация для абитуриентов – должна быть отражена в целом жизнь вуза, причем не от аккредитации до аккредитации, а в режиме постоянного обновления информации.

Например, когда я просматриваю сайты других вузов, часто не вижу на них информации о научных достижениях – открытиях, патентах, – полученных и поддерживаемых, научных школах… Ведь задача вуза – в генерации знаний, а не только в том, чтобы подготовить специалистов. Кстати, если вы посмотрите сайты ведущих зарубежных вузов – Гарварда, Массачусетского технологического университета, Стэнфорда, то увидите: в первую очередь на них описаны научные достижения, которыми в вузах гордятся.

- Как видно из рейтинга, более открыты государственные вузы, у частных вузов менее продуманные сайты – что, казалось бы, странно: ведь частный вуз как никакой другой должен быть заинтересован в привлечении абитуриентов, в том числе через сайт, но чаще всего он "молчит" о стоимости обучения, количестве платных мест, неохотно раскрывает статистику прошлых лет… В чем причины?

- Думаю, это объясняется среди прочего тем, что у государственных вузов больше ресурсов, они получают финансовые средства как из Минобрнауки, так и из региональных бюджетов. У негосударственных учебных заведений возможностей меньше. Конкурентная среда в образовании фактически отсутствует, поэтому у вузов нет стимулов к продвижению сайтов. Учебные заведения по-прежнему разделяют по форме учредительства – государственная или частная, а не по принципу качества работы.

Контрольные цифры приема не зависят от активности вуза, его научных открытий, числа патентов, и уж никак не зависят от состояния сайта вуза. Государство, к сожалению, лишь заявляет о равноправии вузов, в то время как во всех развитых странах существуют программы поддержки и негосударственного сектора в образовании.

Конечно же, сказывается и то, что Минобрнауки не отслеживает информацию относительно сайтов. А роль их нельзя недооценивать: по нашим данным, уже сейчас для двух третей абитуриентов, к примеру, нашего вуза – сайт есть основной источник информации.

Источник: РИА Новости, Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ)

Другие матералы рубрики:

Архив новостей

2017Последние новостиЯнварь