Поволжский Образовательный Портал

Наукой занимаются меньше 20 процентов вузовских преподавателей

Опубликовано 19 ноября 2004

Российские вузы вплотную подошли к той грани, за которой они уже не могут именоваться университетами. Ведь университет - это место, где преподают ученые, где сам образовательный процесс круто "замешан" на исследованиях. Но сегодня научную работу ведут меньше 20 процентов вузовских преподавателей. Наши вузы фактически превратились в техникумы с пятилетним сроком обучения.

Доля российской университетской науки смехотворно мала: на одного преподавателя приходится 10 долларов в месяц "научных денег".

А в мире фундаментальная наука сосредоточена как раз в университетах. Университет, как форма организации научных работников, оптимален: пока ты продуктивен как исследователь, ты сосредоточен на исследованиях: получаешь гранты, формируешь "под себя" лаборатории и коллективы. И, естественно, вовлекаешь в это студентов. Не получил грантов - переключаешься на преподавание.

В России как были три отдельные системы организации науки - академии, университеты и отраслевая наука, так и есть по сей день. Если мы хотим остановить сложившуюся за 15 лет инерцию вырождения науки и образования, надо искать меры, которые позволят мобилизовать сохранившийся в системе человеческий потенциал. И понять: наука и образование не могут выжить по отдельности.

Сейчас заканчивается формирование стратегии развития образования и науки. Элементом этой стратегии должно стать новое понимание интеграции. Интеграция имеет в виду организацию взаимодействия людей, а не стен и администраторов, этими стенами управляющих. Она не может свестись только к механическому объединению материальных комплексов. Многие из тех, кто занимаются наукой и преподают, делают это сейчас только по инерции. Взбаламуть эту воду - и кого-то мы просто не досчитаемся.

Начинать интеграцию науки и образования нужно не жесткими, а мягкими инструментами. И это прежде всего финансирование. Следует найти те точки роста, где существуют сейчас перспективные исследователи и где есть преподаватели, реально занимающиеся академической работой. А они есть. Надо напитать эти точки средствами, создать механизмы их конкурсного финансирования. Когда сформируется реальная сеть интеграции, тогда можно оформлять ее административно.

Сегодня главное условие возрождения науки и образования - достижение нормального уровня их финансирования в расчете на одного активного работника. Правительство в августе этого года по докладу комиссии Жукова приняло уровень зарплаты исследователя и преподавателя как один из ключевых показателей работы Минобрнауки России. По расчетам Высшей школы экономики, к 2010 году она должна составить не меньше 2,5 тысячи долларов в месяц, в том числе половина - гранты на исследования. Даже при этом мы будем отставать от Западной Европы в 2 раза.

Необходимо дать академическим кадрам четкую перспективу их деятельности. Сейчас РАН получает примерно миллиард долларов в виде финансирования своих разработок. Государство должно гарантировать ей в 2010 году, например, 2 миллиарда долларов и принять план последовательной реализации этого финансирования. Это даст возможность молодым перспективным ученым, у которых сейчас есть альтернатива - уехать или остаться, планировать свою карьеру в России.

Именно проектная форма финансирования должна быть применена и к интеграционным процессам. Следует выделить и последовательно расширять долю "интеграционных" проектов: факультет-НИИ (20-30 млн. рублей в год), кафедра-отдел (2-3 млн. рублей в год). Легко видеть, что для этого сегодняшнюю смехотворную сумму в 160-170 миллионов рублей в год по разделу "Интеграция" (всего лишь 0,2 процента бюджетных расходов на науку) необходимо увеличить на порядок. Для финансирования сетевых интеграционных проектов потребуется как минимум 1,2-1,5 миллиарда рублей ежегодно, что даст возможность реализовать 20-25 высококлассных проектов на уровне "НИИ-факультет вуза" и 100-200 "малых" проектов. Кооперация между вузами и научными организациями должна стать одним из условий для конкурсного отбора исследовательских проектов, иначе они будут обречены на отсутствие перспектив воспроизводства.

Считаю, что пришло время восстановить образовательную функцию РАН, сформировав на базе ее крупнейших НИИ и отделений магистратуру для обучения нескольких тысяч студентов. Это не будет помехой для традиционных, сложившихся форм университетской магистратуры, но существенно расширит выбор для молодежи, стремящейся к исследовательской карьере. Некоторые энтузиасты уже успешно этим занимаются. Можно привести в пример таких ученых, как академики Валерий Макаров, Константин Скрябин, Александр Чубарьян, которые активно работают с молодежью. Ученого, как и фигуриста, нужно готовить с молодых лет. И тогда такая "фабрика звезд" даст молодой приток в науку. Если она будет достойно финансироваться.

По материаллам сайта Российская газета.

Другие матералы рубрики:

Архив новостей

2017Последние новостиЯнварь