Поволжский Образовательный Портал

Рейтинг ведущих мировых вузов Times игнорирует российские вузы из-за низкой зарплаты преподавателей

Опубликовано 26 июня 2012

В России началась приемная кампания, которая продлится до 25 июля. И сегодня различные вузовские рейтинги расходятся на "ура" - только выбирай.

Как известно, в этом году впервые в топ-100 рейтинга ведущих мировых вузов от газеты Times не попал ни один российский вуз. Что случилось? И так ли важно место в рейтинге?

Интервью с ведущими международными экспертами - координатором проектов Всемирного банка в сфере высшего образования по Восточной Европе профессором Джамилом Салми и директором Центра международного высшего образования Бостонского колледжа профессором Филипом Альтбахом. Они участвовали в ежегодном заседании Международного консультативного комитета в Высшей школе экономики.

В России немало университетов, чьи дипломы ценятся и за границей. Почему же наших так мало в лидерах мировых рейтингов?

Филип Альтбах: Не стоит так много внимания уделять рейтингам. Во многих из них есть свои внутренние проблемы. И одна из них - учет только англоязычных научных публикаций. Отчасти поэтому в лидерах так много англо-саксонских стран. Но есть и более важная проблема, которая сильно отодвигает Россию от верхних строчек в международных рейтингах. Это преподавательская зарплата.

В одном из совместных исследований с ВШЭ мы сравнивали университетские оклады в 28 странах мира. Так вот Россия на предпоследнем месте. Опережает только Армению. Расчет делался по зарплате в соотношении к ВВП и средней зарплате по стране. Первая пятерка выглядит так: Канада, Италия, Южная Африка, Индия и США. Там в среднем оклад профессора в вузе от 4 до 6 тысяч долларов. Средняя зарплата профессора в российском вузе не дотягивает и до 1000 долларов.

Джамил Салми: Если приходится подрабатывать на стороне, то какие тут уж серьезные исследования. Многие российские ученые работают не в России, потому что условия работы в других странах лучше. Речь должна идти о повышении зарплат профессорам и о том, чтобы это было, прежде всего, бюджетное финансирование. Нужна более гибкая стимулирующая схема оплаты труда.

Сколько должны получать профессора в вузах?

Филип Альтбах: Нельзя назвать точную сумму. Для каждой - по-разному. Но в любой стране ученые должны иметь зарплату, которая позволит им работать в полную силу на одном рабочем месте в одном конкретном университете. С этого надо и начинать.

Российская вузовская и научная система сильно отличается от западной?

Филип Альтбах: У России потрясающее историческое наследие, академическая система мирового уровня. Но она слишком замкнута на себе.

Джамил Салми: Простой пример: количество российских студентов, которые на уровне владеют английским языком, очень невелико. Мало программ, которые преподаются на английском. А это один из важных элементов налаживания академического обмена, привлечения иностранных студентов и преподавателей. То же и с научными публикациями. Можно публиковать в российских журналах прекрасные научные материалы, но если они на русском языке, то, увы, попросту пропадут для рейтинга. И, зачастую, для мира.

Сейчас в России идет слияние вузов - университеты объединяются, создаются крупные исследовательские образовательные центры. Это тренд?

Джамил Салми: В каждой стране должны быть ведущие университеты, которые выполняют функции исследовательских центров. Но здесь важно не переусердствовать, не концентрироваться только на науке. Есть опасность: когда упор делается на исследовательскую работу, это может идти в ущерб самому процессу преподавания. В крупных странах, таких как Россия, возможно, и не так обязательно делать основной акцент на исследования. Нужно большее значение придавать учебному процессу и его результату. 33 тысячи рублей в среднем получает профессор российского вуза

Есть ли разница между академической и вузовской наукой?

Филип Альтбах: Очень важный вопрос. На мой взгляд, система Академии наук, которая существует не только в России, но и в Китае, например, во Франции и Германии - не очень хорошая идея, во всяком случае в современном мире. Сегодня нужна полная интеграция науки и образования, вовлечение исследований в учебный процесс.

Кому легче выйти на мировую образовательную арену - профильному вузу или крупному классическому университету?

Филип Альтбах: Лучше сфокусироваться на чем-то одном и не пытаться охватить необъятное. Если вы посмотрите на университеты, которые занимают ведущие позиции в рейтингах, увидите, что там в основном вузы научно-естественного профиля. Но главное - качественный учебный процесс и достойная профессорская зарплата.

Должно ли высшее образование быть платным?

Джамил Салми: Если за цель брать получение престижной профессии адвоката или врача, которая потом будет приносить вам хороший доход, то, конечно, логично было бы платить за образование. Потом вернется сторицей.

К сожалению, у нас пока профессия врача не настолько престижна и хорошо оплачивается. Как и профессия педагога.

Джамил Салми: По большому счету, высшее образование как благо, которое имеет колоссальное значение для общества и экономики в целом, конечно должно быть бесплатным. На практике все сложнее. Нам всем хотелось бы родиться в стране, как Швейцария, например, где у правительства достаточно денег, чтобы обеспечить всем желающим бесплатное высшее образование. Но у большинства стран мира, включая и США, не хватает бюджета на это. Поэтому государственным университетам приходится совмещать и бюджет, и внебюджет. Сейчас это оптимальный вариант.

Но нельзя забывать и о социальном равенстве. Способные молодые люди, которые могут стать отличными специалистами, должны получать высшее образование бесплатно. Правительство должно быть ответственно за то, чтобы им его обеспечить.

 

 

 

 

Источник: официальный сайт Российской газеты

Другие матералы рубрики: