Поволжский Образовательный Портал

На учебу за три моря

Опубликовано 11 июля 2012
На петербургском экономическом форуме представили программу Агентства стратегических инициатив (АСИ) "Глобальное образование", предполагающую интеграцию в российскую экономику российских выпускников ведущих университетов мира. Отечественное высшее образование настолько не соответствует современным рыночным требованиям, что кадры для проблемных отраслей решили "ковать" за рубежом. Другой вопрос - захотят ли они вернуться работать в России.

Глава направления АСИ "Молодые профессионалы" Дмитрий Песков рассказал, что программу разработали в 2011 году, и сейчас ее рассмотрение находится на финальной стадии. По словам авторов, новая программа облегчит доступ молодых к самым лучшим образовательным технологиям, создаст действенные механизмы социального лифта, а также даст возможность активной молодежи реализовать свой потенциал не за рубежом, а в нашей стране.

- Мы будем оплачивать учебу российских студентов в ведущих мировых вузах, после чего новые специалисты будут внедряться в ключевые экономические сферы России, - пояснил Песков. - Участник программы может учиться в любом из трехсот ведущих мировых вузов. Проект предусматривает только магистратские и докторские программы, так как при обучении в бакалавриате высока вероятность того, что человек не вернется назад в страну.

Вернувшись в Россию, выпускники будут работать по четырем важнейшим направлениям. Первое - управление российскими вузами. Одна из самых острых проблем сейчас - обеспечение их конкурентоспособности, особенно на фоне провозглашенных государством планов по вхождению пяти российских университетов в топ 100 мировых вузов в ближайшие несколько лет. Эксперты признают, что сейчас высшее образование в стране является реципиентом денег от государства, в то время как в некоторых странах образование дает государству больший доход, чем туризм.

Второе направление подготовки - хай-тек-специалисты для кадрового обеспечения ключевых технологических платформ. Третье - кадры для учреждений социальной сферы и четвертое - государственное муниципальное управление. За четыре года действия проекта планируют обучить таким образом около 3 тысяч новых специалистов, которых, по мнению авторов, должно быть достаточно для изменения экономической картины в стране к лучшему и усилению конкурентоспособных качеств каждой из этих сфер.

Подобные схемы уже работают в Китае, Бразилии, Казахстане на разных условиях. Например, в Казахстане требуется на время обучения сдать в залог квартиру в качестве гарантии возвращения, в Китае же нет жестких условий. Россия выбрала для себя схему заключения соглашения о процентном займе. Как пояснил Песков, государство оплачивает учебу за рубежом, а потом по возвращении за три года работы в России новоиспеченный специалист покрывает расходы на свое образование. В тех случаях, когда выпускник захочет остаться за рубежом, он сам должен выплатить займ и проценты. Перед поступлением кандидат, которым теоретически может стать любой желающий, проходит предварительное тестирование в России, а сам процесс поступления идет полностью автономно. Человек сам готовится, сам сдает экзамены. При успешном поступлении государство заключает со студентом соглашение, и деньги на обучение переводятся непосредственно на счет университета.

До 2015 года на реализацию программы планируют выделить около 5 миллиардов рублей, один стипендиат обойдется стране в полтора миллиона - расходы рассчитаны исходя из средней стоимости обучения в ведущих вузах США, Европы и Азии.

Сейчас уже сформирован список из нескольких десятков администраций, компаний, вузов, желающих взять будущих выпускников себе на работу - они должны будут распределить кадры между собой сами, либо же АСИ поможет выпускникам с трудоустройством. Реализация программы в других странах показала, что процент "утечки мозгов" при такой схеме заметно снижается. К тому же необходимость в таком "международном образовании" назрела, когда стало ясно, что выпускники российских вузов не соответствуют современным требованиям к кадрам.

- Большинство специалистов с классическим техническим образованием в России имеют одну компетенцию - они умеют учиться, - рассказал директор компании "Русские навигационные системы" Иван Нечаев. - В итоге от полугода до восьми месяцев крупными компаниями тратится на обучение человека после вуза. В нашей стране не учат личностному росту, текущее образование не успевает за высокотехнологичными рынками. А люди, которые понимают, к чему они стремятся, потом гораздо легче внедряются в любую компанию. Ежегодно бизнес тратит более 500 миллиардов рублей на переобучение выпускников наших вузов.

По словам другого бизнесмена, управляющего одной из крупнейших мировых аудиторских компаний Александра Ивлева, нашему образованию пока недостает резких и нестандартных ходов. Вузы могут дать качественное образование, но у наших студентов отсутствуют так называемые "софт-скиллз" - навыки работы в команде, ведения переговоров, презентации и убеждения. По мнению Ивлева, главным ограничителем российских компаний сегодня является поиск кадров.

- Говорят, что у нас в стране много юристов и бухгалтеров - это не так, - пояснил бизнесмен. - У нас много людей с дипломами бухгалтеров и юристов, однако при приеме на серьезную работу отсеивается более 90 процентов. Настоящих специалистов мало, сложно найти даже простого ассистента секретаря.

Программа все же оставляет много вопросов, например, не опустятся ли руки при столкновении с российской действительностью у незрелых, но образованных людей, которые должны будут стать руководителями, вернувшись из-за рубежа. Или - не возникнет ли соблазн у "новых людей" отработать в России три года как повинность и благополучно уехать строить карьеру за рубеж, рассчитавшись за обучение. Однако авторы уверены - при создании адекватных условий для работы и карьерного роста на родине утечка мозгов даже людей с лучшим мировым образованием из страны прекратится.

Весь процесс обучения должен быть максимально прозрачным - выпускники программы по возвращении начнут вести блоги, в которых поделятся своими впечатлениями о зарубежном вузе и первом опыте работы у себя на родине. К настоящему моменту проект "Глобальное образование" уже прошел стресс-тесты, авторами было принято и изучено более тысячи замечаний на его счет. Как сообщают в АСИ, проект указа президента о начале действия этой программы может быть подписан в ближайшие месяцы. А об эффективности ее действия мы сможем судить только через несколько лет.

 

 

 

 

 

 

Источник: официальный сайт Российской газеты

Другие матералы рубрики: