Поволжский Образовательный Портал

Александр Климов: "Необходимо повышать качество образования"

Опубликовано 27 декабря 2012

В условиях современной экономики жизнь заставляет человека искать новые области применения своих знаний и способностей. При этом на учреждения высшей школы ложится повышенная ответственность перед студентами: именно вузы должны оказывать им реальную помощь в получении современных знаний и их практической реализации.

Рост эффективности экономики страны напрямую связан с необходимостью успешного развития отечественной высшей школы. О том, что делается государством для совершенствования системы высшего профессионального образования, и основных направлениях проводимой в этой сфере реформы рассказывает заместитель министра образования и науки Российской Федерации А. А. Климов.

- Александр Алексеевич, какие задачи призвана решить реформа высшей школы?

- Безусловно, главная из них - повышение качества образования. Понятие это весьма многогранное, поэтому простых решений здесь нет. Начну с того, что приобретенные в вузе выпускником знания и навыки должны удовлетворять требованиям современной экономики. Для установления такого соответствия, согласно Указу президента РФ, разрабатываются 800профессиональных стандартов, определяющих требования к знаниям и навыкам специалистов. Выпускник вуза должен им соответствовать, чтобы быть востребованным на производстве.

Требования работодателей к работникам растут. Английский язык, способность к самоорганизации, ответственность,коммуникабельность становятся обязательным требованием при приеме на работу.Успешным может быть только тот вуз, который слышит сигналы рынка труда и адаптирует свои программы обучения. Нужна точная "настройка"федеральных государственных образовательных стандартов. И здесь мы рассчитываем на наработки ведущих вузов в части их собственных стандартов обучения.Достижения вузов-лидеров должны внедряться по всей системе высшего образования.

Одно из важных направлений нашей работы -повышение общей эффективности вузовской системы. Для этого мы провели мониторинг работы государственных и негосударственных вузов. Сегодня мы располагаем базой данных по всем государственным вузам и их филиалам, и межведомственная комиссия приняла решения. Определен перечень вузов, которые подлежат оптимизации через реализацию программ развития. Примерно 30 вузов и 230филиалов вузов решено реорганизовать. При этом реорганизуемые вузы не будут закрыты - они будут интегрированы в состав успешных университетов. Права студентов на обучение - приоритет в деятельности Минобрнауки. Они будут строго соблюдаться. Филиалы будут закрываться в плановом порядке с переводом студентов либо в головные вузы, либо в сильные "региональные" университеты.Ректора головных университетов несут персональную ответственность за комфортное для студентов решение этих вопросов. В условиях глобальной конкуренции только то государство может быть успешным, которое имеет сильное высшее образование.Иного не дано. Те страны, которые не смогут быть успешными в высшем образовании,утратят шансы на мировое лидерство.

Мы также активно занимаемся вопросами подготовки управленческих кадров для высшей школы. В настоящее время свыше 100ректоров и проректоров вузов из разных регионов проходят обучения в московской школе управления СКОЛКОВО. По согласованию с Минобрнауки слушатели программы разрабатывают полтора десятка реальных проектов, направленных на развитие системы образования и науки. Лучшие итоговые проекты будут рекомендованы к практическому внедрению.

- Как еще, помимо участия в данных программах, Министерство образования и науки взаимодействует с вузами?

- Мы активно взаимодействуем с Ассоциацией ведущих университетов России, Российским союзом ректоров. Недавно я участвовал в коллегии Министерства транспорта РФ, обсуждали пути развития системы транспортных вузов. Хотел бы отметить, что у нас сложились позитивные рабочие контакты со всеми министерствами, которые имеют развитую сеть подведомственных вузов. Это упомянутый выше Минтранс, Минздрав, Минкультуры, Минспорт. Такое взаимодействие помогает находить наиболее эффективные способы достижения общей цели - повышения качества образования.

- Какие механизмы планируется использовать для укрепления связи вузов с предприятиями, в том числе для решения проблемы проведения практик и профильного трудоустройства выпускников?

- Есть несколько путей решения этой задачи.Первый - целевая контрактная подготовка, когда между студентом и предприятием заключается особый договор. Предприятие выплачивает студенту солидную стипендию,для того чтобы по окончании вуза он пришел работать на производство. В соответствии с проектом нового Закона "Об образовании", который сейчас прошел второе чтение в Государственной Думе РФ, студент, который не выполнит условий подписанного договора о трудоустройстве на предприятии, будет возвращать выплаченную предприятием стипендию и финансовую неустойку. Механизм целевой контрактной подготовки позволит будущему специалисту как можно раньше определиться с местом работы, а предприятию - получить квалифицированного работника.

Мы также дадим возможность вузам создавать базовые кафедры на предприятиях и вести учебный процесс в центрах компетенций,конструкторских бюро, цехах. Это очень важно, так как позволяет до минимума сократить период адаптации выпускников к практической деятельности в реальной экономике.

В то же время считаем крайне важным участие представителей реального сектора экономики в работе коллегиальных органов управления вузами. Это могут быть наблюдательные советы, сформированные в автономных учреждениях, либо попечительские советы. Внешняя экспертиза управленческих решений крайне важна.

- Будет ли реформирование московских вузов иметь свою специфику?

- Для вузов Москвы и Санкт-Петербурга были приняты более высокие пороговые значения показателей. По ряду вузов Москвы и Санкт-Петербурга Межведомственной комиссией было принято решение об их реорганизации. Поиск оптимальных решений идет непросто. Но мы надеемся на поддержку в этом вопросе не только правительства Москвы, но и работодателей.Ведь они в первую очередь испытывают кадровый голод даже в условиях выпуска тысяч молодых специалистов с дипломами. Где-то не востребованы специальности подготовки, где-то не устраивает уровень качества. Бывает, что зарплатные ожидания выпускников не совпадают с реалиями современной экономики.

- В слиянии вузов сегодня многие видят лишь отрицательные стороны. Но в этом, наверное, есть и положительные моменты?

- Это достаточно сложный вопрос, поскольку он напрямую затрагивает и педагогов, и учащихся. Например, процесс объединения вузов в федеральные университеты не всегда проходил гладко, ведь в каждом учебном заведении есть своя, складывавшаяся десятилетиями среда. Поэтому к решению таких вопросов мы подходим осторожно, учитывая мнение регионов. При слиянии вузов необходимо разрабатывать специальные программы интеграции,которые учитывают необходимость объединения кафедр, взаимодействие студенческих сообществ и др. Но, несмотря на все трудности, у нас есть немало положительных примеров, когда объединенный научный, технический потенциал учебных заведений предоставляет студентам и преподавателям больше возможностей для развития и самореализации.

- А что вы можете сказать о негосударственных учебных заведениях?

- На сайте Минобрнауки вы можете посмотреть итоги мониторинга негосударственных вузов и их филиалов. Участие было добровольным. Мы не можем по закону обязать негосударственные вузы предоставлять в Минобрнауки необходимые данные. Надеемся, что после принятия нового Закона "Об образовании" мониторинг станет одинаково обязательным для всех.

В то же время бюджетные места в 2013 году сможет получить только тот вуз, который участвовал в мониторинге. Все должны быть в равных условиях. Это также относится и к прохождению государственных процедур лицензирования, аккредитации и контроля качества образования,осуществляемых Рособрнадзором.

В заключение хочу сказать, что всем нам предстоит большая работа. У вузов, министерства, работодателей, руководства регионов, общественных организаций - одна общая задача: повышение качества образования и востребованности выпускников вузов.

 

 

 

 

 

 

Источник: официальный сайт Министерства образования и науки РФ

Другие матералы рубрики: