Поволжский Образовательный Портал

Депутаты Госдумы обсудили законопроект об образовательном кредитовании

Опубликовано 02 декабря 2004

Более половины российских студентов учатся за плату. При этом на многие семьи ложится бремя почти непосильное: они вынуждены расставаться отнюдь не с лишними деньгами, чтобы дать детям образование. Воспользоваться кредитом на обучение в вузе, а после окончания вернуть его - такой вариант устроил бы многих россиян. И вот, наконец, в Госдуме взялись за разработку соответствующего закона.

 

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова считает, что кредиты могли бы серьезно помочь привлечь средства в высшую школу. По ее словам, закон об образовательных кредитах будет предложен на первое чтение уже в весеннюю сессию 2005 года.

Рабочая группа из представителей комитетов Госдумы по образованию и науке и по кредитным организациям и финансовым рынкам должна к этому времени разработать законопроект, который устроил бы всех: государство, студентов, банки и вузы. Пока же вопросов больше, чем ответов.

Как рассказала "РГ" Валентина Иванова, сейчас существует две концепции кредитования обучения в вузе. Федеральное агентство по образованию предлагает узаконить государственные возвратные субсидии. Речь идет о том, что из федерального бюджета будет оплачиваться подготовка тех специалистов, которые нужны стране, как воздух: медиков, педагогов, аграриев. Сейчас большинство выпускников этих вузов не идет работать по специальности, а деньги, затраченные на их обучение, оказываются выброшенными на ветер.

Законом будет предусматриваться: если выпускник отработает по специальности как минимум три года, то госсубсидию ему "простят" (то есть она станет беспроцентной и безвозвратной). В противном случае его обяжут вернуть государству деньги, затраченные на обучение. Срок три года Валентина Иванова считает оптимальным: зарплаты в бюджетной сфере такие маленькие, что не стоит "привязывать" молодого специалиста на большее время.

Возвратные субсидии помогут хотя бы отчасти решить вопрос обновления педагогических кадров. Ведь сегодня 75 процентов работников образования получают зарплату менее 5 тысяч рублей. И пока такой уровень оплаты будет сохраняться, трудно рассчитывать на приток молодых педагогов.

Вторая концепция образовательного кредитования разработана Ассоциацией российских банков и Высшей школой экономики. Речь в ней идет о банковских кредитах на платное образование. Такие кредиты распространены во многих странах, и часть ответственности по ним везде берет на себя государство.

В том варианте, который предложила ВШЭ, в законе будет зафиксирована процентная ставка и сроки возврата кредита. Вернуть его можно будет по окончании обучения, точнее в течение 3-5 лет после устройства на работу. Но можно будет погасить кредит и досрочно. По мнению разработчиков, ответственность по образовательным займам нужно разделить между государством и банками-агентами. К примеру, государство могло бы взять на себя часть процентной ставки по кредиту.

Банкиры предлагают государству компенсировать столько процентов, сколько оно сможет, ниже ставки рефинансирования Центробанка. Сейчас она составляет 14 процентов. Если государство будет компенсировать 4 процента, то банки станут выдавать кредит под 10 процентов годовых. АРБ не исключает снижения ставки до 7 процентов годовых. Это было бы вполне приемлемо для заемщиков. Но пока Валентина Иванова не видит резонов, чтобы убедить правительство пойти на такие расходы.

- Рассмотрев эти проекты, мы увидели в них массу недостатков, - сказала депутат. - Кредиты пока очень дороги для большинства россиян. Возвращать деньги нужно будет через год после начала работы. Значит, уровень зарплаты должен быть 800-1000 долларов, что для молодого специалиста нереально.

Вузам, конечно, выгодно получать деньги по такой схеме. Но для всех ли отраслей, для всех ли вузов она будет работать? И как быть с тем, что договор о займе подписывают несовершеннолетние студенты? Их к сознательным заемщикам никак не причислишь... Показателен в этом отношении пример Латвии, где около трети студентов не возвращают кредитов на обучение.

Пока законодатели ломают голову над проектом закона, образовательные кредиты медленно, но верно получают распространение в России. Летом этого года произошел прорыв: учиться в кредит стало рекордное число студентов.

Самая популярная программа образовательного кредитования - "Кредо". Она объединила ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе МГУ, Плехановскую экономическую академию и Санкт-Петербургский госуниверситет. По итогам прошлогодней вступительной кампании, образовательным кредитом воспользовались 359 человек - в основном студенты МГУ и СПбГУ, рекомендованные приемными комиссиями.

По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, образовательный кредит студенту выгоден: он берет его на десять лет под десять процентов годовых, без залога и поручительства. Во время учебы будущему специалисту не придется сводить концы с концами, чтобы погасить кредит. Сделать это можно будет в течение пяти лет после получения диплома. Сумма кредита - до 25 тысяч долларов. Ректор уверен: выпускникам МГУ не составит особого труда расплатиться по кредиту, так у работодателей они нарасхват.

Так же оптимистично настроен и ректор Плехановской академии Виталий Видяпин: "Во-первых, кредит берет сам студент. Конечно, родители при желании могут потом помочь ему расплатиться, но главное - за эти деньги отвечает он сам. Во-вторых, не требуется ни поручителей, ни залога. Разумеется, студент не получает на руки никаких денег. Они перечисляются на вузовский счет траншами - за каждый семестр, при условии хорошей успеваемости и перевода студента на следующий семестр".

Ректор СПбГУ Людмила Вербицкая тоже считает, что образовательные кредиты очень важны для абитуриентов. По ее словам, они помогут сделать престижное образование доступным для талантливой молодежи. В реализации программы "Кредо", считает она, есть и своего рода воспитательный момент: уже с 16 лет человек может подписать соглашение о взятии кредита, совершить ответственный и самостоятельный шаг. "Мне кажется, с инфантильностью и иждивенчеством среди нынешних абитуриентов давно покончено. Сегодня каждый понимает, что его судьба находится в его собственных руках, а поступление не зависит от звонков высокопоставленных родителей. Я рассчитываю, что среди наших студентов появились сознательные ребята, которые не будут просить деньги на свое образование у родителей, а начнут отвечать за свою жизнь сами", - подчеркнула Людмила Вербицкая.

А как у них?

В большинстве стран образовательные кредиты довольно популярны. Например, в Германии учащиеся из малообеспеченных семей получают на время учебы ссуду. Приятно, что сумма, которую придется возвращать государству, напрямую зависит от их успеваемости. Есть стимул стараться.

В Японии, где большинство вузов негосударственные, высшее образование обходится дорого. Несмотря на то, что около половины стоимости обучения финансируется государством, студентам университетов приходится тратить на него 7-12 тысяч долларов в год. Они могут взять кредит на 10-15 лет и возвращать его постепенно после окончания учебы.

В США можно взять федеральный студенческий займ. Для этого не потребуется никакого залога, проценты по кредиту минимальны, а гарантом его выплаты является федеральное правительство. Правда, "государственных" денег не всегда хватает на оплату всей учебы. В таком случае придется воспользоваться займом, который родители берут у правительства или у банка. Кредит выдается на десять лет по ставке от 5 до 10 процентов.

Маргарита Шиц

Другие матералы рубрики: