Поволжский Образовательный Портал

Образование останется частично бесплатным

Опубликовано 10 декабря 2004

Исключительно платное образование в России в обозримом будущем исключено, сказал сегодня Андрей Фурсенко. "Только ненормальный может предлагать такие вещи", - сказал он. Вместе с тем Фурсенко заметил, что абсолютно бесплатным образование не бывает - "вопрос в том, кто платит".

Фурсенко также исключил возможность приватизации образования в России. Правда, министр подчеркнул необходимость повышения инвестиционной привлекательности образования.

Министр предложил изменить механизм бюджетного финансирования в этой сфере, в частности, ввести новую систему оплаты труда учителей - она не будет напрямую зависеть от количества учебных часов.

Кроме того, к 2008 году в России предполагается полностью перейти на двухуровневую систему высшего образования по принципу "бакалавр-магистр". Соответствующий законопроект уже подготовлен министерством. Эта система, по словам Садовничего, должна улучшить качество образования и сориентировать его на потребности рынка труда. Сейчас предприятиям зачастую приходится доучивать или переучивать специалистов, а это расход бюджетных средств, посетовал министр.

Бакалавриат будет отвечать за массовое обучение кадров. "Это позволит бакалаврам быть успешными на рынке труда, предоставит всем желающим возможность получить высшее образование", - сказал министр. А магистры будут получать образование, предназначенное для решения наиболее сложных задач. Речь идет об исследователях и менеджерах высокого уровня.

Ректор МГУ Виктор Садовничий не согласен с двухуровневой системой образования. Он считает, что в России надо сохранить многоуровневую систему, учитывающей и магистратуру, и аспирантуру, и докторантуру. Двухуровневая система не предполагает степени доктора наук, а это "трагедия для российской образовательной системы", считает ректор МГУ.

По мнению Фурсенко, в России должна быть создана общенациональная независимая система оценки качества образования. "Тот, кто оказывает образовательные услуги, не должен оценивать себя сам". Первым примером создания такой системы он назвал Единый государственный экзамен (ЕГЭ). При этом единый госэкзамен не станет единственной и безальтернативной формой проверки знаний абитуриентов. Требования при проведении проверки должны быть едиными, понятными и заранее известными, однако нельзя, чтобы на экзамене задавался вопрос, ответ на который можно или угадать, или подготовить заранее с преподавателем, который задает этот вопрос, сказал Фурсенко журналисам в перерыве заседания.

Ожидается, что ЕГЭ будет введен во всей России через 2-3 года.

Министр также заявил, что система финансирования образования будет изменена. Это послужит стимулом для научных кадров оставаться в России. "Человек, который учится на средства государственных субсидий, должен либо отработать, либо вернуть деньги. Это касается и образовательных кредитов", - сказал он. В то же время жестких мер, чтобы удержать специалистов в стране, применять не нужно. "Такие меры будут неэффективны, трудно представить, как они могут уложиться в существующее законодательство".

Что касается школьного образования, то планируется существенно снизить еженедельную школьную нагрузку. По словам Фурсенко, нагрузка школьников России выше по сравнению с нагрузкой учащихся ведущих европейских стран на 25-30%, а качество их подготовки ничуть не выше, чем у европейских учеников. Так что школы должны перейти к пятидневному обучению. Параллельно обещают сократить и саму программу обязательных предметов, особенно в старших классах, предоставив школьникам свободное время на изучение тех предметов и специальностей, которые им нравятся. Хотя количество учебных часов и будет снижено, на зарплату учителей это не повлияет, отметил министр. Также он подчеркнул, что снижение недельной нагрузки для учеников не означает переход на 12-летнее обучение. "Про 12 лет я не говорил", - сказал он в ответ на просьбу министра промышленности и энергетики Виктора Христенко пояснить, за счет чего нагрузка будет снижена.

Школьное образование обещано остановить бесплатным, но школам должна быть предоставлена возможность предоставлять некоторые услуги за деньги.

В конце Фурсенко рассказал, что к 2010 году, в силу демографической ситуации, общее число обучающихся в России сократится на четверть. В частности, число школьников уменьшится более чем на 20%, а число, получающих начальное профессиональное образование, - на 40%. К 2006 году число обучающихся в вузах перестанет увеличиваться, и к 2010 году число студентов сократится на 16%.

Говоря о приоритетах развития образования, Фурсенко прежде всего отметил необходимость повышения качества профессионального образования. "Никакое, даже самое лучшее базовое образование, не способно обеспечить успешную карьеру более чем 5-7 лет", - отметил он.

Правительство России приняло предложения Михаила Фурсенко по приоритетным направлениям развития системы образования в стране. Как сообщил на заседании премьер-министр Михаил Фрадков, доклад министра образования о приоритетных направлениях развития образовательной системы принят правительством за основу. Фрадков назвал три ключевых задачи в сфере модернизации образования. Это обеспечение доступности образования и повышение его качества, а также ресурсная обеспеченность в системе образования. Кроме того, по его словам, необходимо обеспечить связь образования с бизнесом, чтобы бизнес определял, "чему и как учить".

Разработанную в министерстве образования и науки концепцию модернизации системы образования в России нельзя считать реформой. Об этом заявил в эфире "Эха Москвы" директор департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Исаак Калина. "Я не хочу, чтобы концепцию модернизации российского образования, принятую в 2001 году, считали отмененной, - сказал он. - Все сегодняшние предложения Андрея Фурсенко так или иначе идут в развитие тех основных положений, которые были заложены в этой концепции. Это следующие шаги практически в тех же направлениях".

Об этом сообщает сайт  Rambler mass media. 

Другие матералы рубрики: