[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Новые информационные технологии в школьном образовании"

Организационно-педагогические условия информатизации
образовательного процесса в школе

Курова Н.Н.

г.Самара, СамЛИТ

Современное образование, в рамках которого функционирует и развивается общеобразовательная школа, настоятельно требует, подчиняясь велению времени, кардинальных изменений прежде всего в сфере управления педагогическими системами. Необходимость этих преобразований во многом обусловлена становлением информационного общества, в отрыве от которого не может существовать школа, нацеленная на социализацию личности. В связи с этим особую роль стали играть новые информационные технологии в образовательном процессе.

Как использовать потенциал ИТ в целях повышения эффективности обучения, каковы организационно-педагогические условия информатизации образовательного процесса в школе?

Первым и основным условием можно считать формирование школьной информсреды, обеспечивающей системную интеграцию ИТ в образовательный процесс школы. Определяя информсреду как специально организованный комплекс взаимосвязанных элементов, мы рассматриваем ее не только как единое информационное пространство, но, прежде всего, как эффективную образовательную систему.

Взгляд на информационное пространство школы сквозь призму личностно-ориентированного развития всех участников образовательного процесса выявляет необходимость построения модели такой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволит осуществить на практике индивидуально-дифференцированное и деятельностное обучение. Для этого следует изменить подходы к отбору содержания и форм обучения, структурировать учебный план с учетом сформированного профильного ядра и вариатива освоения ИТ - предмета изучения - с учетом поставленных задач. Кроме того, немаловажным фактором деятельности по созданию условий для эффективного курсового проектирования следует считать формирование социального заказа на создание проектов.

Рассматривая информсреду современной школы как мощное средство формирования личностно-ориентированной педагогической системы, как действенный фактор создания механизма саморазвития всех участников образовательного процесса, обратимся к практическому опыту Самарского лицея информационных технологий, в котором на протяжении восьми последних лет ведется целенаправленная работа по созданию и развитию информационной среды, реализующей потенциал ИТ для личностно-ориентированного развития учащихся, преподавателей и администрации.

Основополагающим фактором формирования школьной информационной среды является системная интеграция ИТ в образовательный процесс лицея, которая позволяет не только сформировать у школьников функциональную грамотность в сфере компьютерных технологий, столь необходимую для успешной адаптации в современном информационном обществе, но и содействует раскрытию интеллектуальных способностей лицеистов, независимо от избранных ими приоритетов: гуманитарного, естественно-математического или технического знания.

Информсреда, преобразуя школьный социум, способствует сохранению высокой познавательной мотивации учащихся с 1 по 11 класс, осуществлению на практике давно декларируемого в образовании личностно-ориентированного подхода к обучению.

Это связано прежде всего с тем, что каждый обучающийся в лицее самостоятельно формирует образовательную траекторию своего личностного развития, участвуя в отборе содержания обучения.

Удачно сделанный выбор учащихся находит свое яркое воплощение в разнообразии тематики курсовых проектов учащихся

Сегодня в арсенале лицея 199 курсовых работ учащихся, 178 из них являются компьютерными программами. Рассмотрим динамику образовательных приоритетов, отраженных в тематике компьютерных программ, в их прикладной направленности применительно к знаниям той или иной образовательной области с учетом ориентации на конкретный учебный предмет.
№ о/о Наименование образовательной области

Количество курсовых работ

Итого
1993/94 1994/95 1995/96 1996/97 1997/98 1998/99
I.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ЯЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРА”

  1   1 5 6 6 16
II.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ИСКУССТВО”

          3   3
III.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ”

    3 5 3 4 4 19
IV.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ”

  20 15 26 4 10 18 93
V.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “МАТЕМАТИКА”

    13 1 3 3 2 2 24
VI.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА”

              1   1
VII.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ТЕХНОЛОГИЯ”

        1 7 3 11 22
  Итого             178

Как следует из приведенных в таблице данных, явно выраженная 6 лет назад узкая направленность тематики на предметы естественно-математического цикла (рис.1) при создании курсовых проектов учащимися лицея сегодня изменяется, отражая широкий спектр познавательных интересов (рис.2 и рис.3).


рис.1
рис.2
рис.3

Это свидетельствует о том, что в настоящее время каждому обучающемуся созданы оптимальные условия для самореализации, повышения интеллектуального уровня, предоставившие ему дополнительные возможности изучения избранного предмета с помощью ИТ как инструмента автоматизации учебной деятельности. Кроме того, сегодняшняя разносторонность интересов учащихся, проявляемая в выборе тематики исследования курсового проекта, может выступать в роли своеобразной "лакмусовой бумажки", изменение цвета которой свидетельствует о тесной взаимосвязи школьной информсреды с информационной средой современного общества, отражая стремительность происходящих в нем перемен как в технологической сфере, так и в развитии процесса системной интеграции ИТ, проникновении НИТ во все сферы нашей жизни.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]