[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]
|
Вопросы преподования экономико-математических дисциплин
|
Одним из важнейших элементов при подготовке будущих экономистов и управленцев является экономико-математическое моделирование. В частности в курсе "Разработка управленческих решений", предусмотренном Государственным образовательным стандартом для специальности 061100, данный аппарат должен находить самое широкое применение. Однако большинство моделей, описанных в литературе, носят общий, абстрагированный характер и слабо воспринимаются студентами, поэтому в СГАУ на Факультете экономики и управления делаются попытки конкретизировать экономико-математические модели с целью более высокой усвояемости читаемого студентам материала. Рассмотрим в качестве примера задачу согласованного ценообразования в условиях олигополии. Пусть некоторому промышленному предприятию для производственных целей необходимо определенное количество обрабатывающего инструмента. Для этого оно должно заключить договор на поставку с предприятием-производителем данного инструмента. В силу того, что область применения этого обрабатывающего инструмента достаточно узкая, число предприятий-производителей мало. Такая организация рынка известна в экономической теории как олигополия. В данной ситуации производитель и потребитель вынуждены договариваться о некоторой взаимоприемлемой цене. Естественно, что необходим специальный аппарат, позволяющий аргументировано и обоснованно решать эту задачу. Рассмотрим один из возможных подходов. Интересы производителя и потребителя инструмента выразим в виде их целевых функций. Как видно из (1) производитель может максимизировать свою прибыль либо, увеличивая цену инструмента, либо, увеличивая (до некоторого предела) объем продаж инструмента. Однако в условиях олигополии эти две величины взаимосвязаны. Найдем эту зависимость. Для этого определим минимальную цену инструмента, приемлемую для производителя. Очевидно, это будет цена, при которой выполняется равенство: Таким образом, область значений С1, удовлетворяющих интересы производителя инструмента, описывается следующими неравенством: Целевая функция предприятия-потребителя обрабатывающего инструмента: Предположим, что количество продукции, выпускаемое потребителем инструмента, имеет следующую связь с количеством потребленного инструмента, купленного у производителя: Тогда целевая функция потребителя инструмента, выраженная через количество используемого инструмента, будет выглядеть следующим образом: Выделим из прямых затрат потребителя затраты на обрабатывающий инструмент, купленный у рассматриваемого производителя: Как видно из (3) потребитель инструмента во взаимоотношениях с производителем может максимизировать свою прибыль либо, уменьшая покупную цену инструмента, либо, увеличивая (до некоторого предела) объем покупки инструмента. Однако, как было сказано ранее, в условиях олигополии эти две величины взаимосвязаны. Найдем эту зависимость. Для этого определим максимальную цену инструмента, приемлемую для потребителя. Очевидно, это будет цена, при которой выполняется равенство:
Прпотр = 0, откуда: Таким образом, область значений С1, удовлетворяющих интересы потребителя инструмента, описывается следующими неравенствами: Совместное решение неравенств (2) и (4) определяет область согласованных цен на промышленную продукцию в условиях олигополии, которая аналитически выглядит следующим образом: Рассмотренный подход используется в СГАУ на факультете экономики и управления при чтении курса "Разработка управленческих решений" и показал достаточно высокую эффективность. |
[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости] |