[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]
|
Об опыте применения информационных технологий обучения
|
В последнее годы акценты в развитии и использовании информационных технологий обучения (ИТО) все более смещаются от аудиторных занятий в компьютерных классах к самостоятельной работе учащихся в электронных залах библиотек, в локальных сетях вуза и школы, на персональных (домашних) компьютерах. Серьезной проблемой в эффективном использовании таких форм учебной работы является ее недостаточное учебно-методическое обеспечение. Нередко администрация учебных заведений считает главной задачей в информатизации учебного процесса создание материально-технической базы и не уделяет достаточного внимания разработке "мягкого" продукта учебного назначения. Хотя известно, что подобные разработки, связанные с привлечением специалистов высокой квалификации как в предметной области, так и в сфере мультимедиа-технологий, требуют гораздо больших организационных усилий и часто более значительных финансовых затрат, чем закупка оборудования. Кафедра органической химии СамГУ совместно с ЦНИТ СГАУ в течение ряда лет ведет работу по созданию и использованию комплексов учебно-методических и программно-информационных средств, предназначенных для поддержки учебного процесса. Разработан ряд комплексов (версии для MS DOS, Windows 95/98, Internet) по органической химии и высокомолекулярным соединениям для студентов специальностей "химия" и "биология", а также для учащихся средних школ и подготовительных курсов [1-4], см. также http://cnit.ssau.ru и www.uic.ssu.samara.ru/~chemistry. При создании компьютерных систем учебного назначения, как показывает наш опыт, необходимо выполнение ряда важных требований (что, к сожалению, не всегда учитывается в некоторых аналогичных разработках): Реализация этих требований достигается с помощью технологии системы КАДИС [5], имеющей четкую дидактическую основу, методику проектирования компьютерных учебных систем и обеспечивающей комплексный подход к процессу освоения учебного материала (от знакомства с теорией до решения нетиповых задач). Роль ИТО существенно возрастает в современных условиях реформирования системы образования. Необходимость в специалистах, владеющих ИТО, подтверждается включением в учебные планы университетских специальностей дополнительной дисциплины "Новые информационные технологии в учебном процессе". Нередко этот курс понимают как продолжение курса информатики, где информационные технологии являются объектом изучения, и посвящают его изучению информационных технологий общего назначения в качестве средств автоматизации деятельности учащегося, преподавателя, администратора (текстовые, табличные процессоры, графические редакторы и т.п.). На наш взгляд, основной акцент этой учебной дисциплины в университетском образовании должен быть сделан на информационных технологиях как средстве обучения, т.е. на ИТО. На химическом факультете СамГУ накоплен определенный опыт в преподавании курса "Информационные технологии обучения", который в течение ряда лет велся как дисциплина специализации. В основу этой дисциплины был положен соответствующий курс, разработанный в ЦНИТ СГАУ для ФПК преподавателей и аспирантов вузов. В настоящее время в рамках общего курса "Новые информационные технологии в учебном процессе" студенты химического факультета изучают основные направления применения информационных технологий в образовании, методику проектирования комплексов автоматизированных дидактических средств, основные аспекты дистанционного обучения и инструментальные программные средства ИТО. При выполнении практикума и зачетной работы студенты проектируют учебный комплекс по выбранному разделу какой-либо учебной дисциплины, разрабатывают его фрагмент и выполняют подготовку фрагмента автоматизированного учебного курса (АУК) с помощью инструментальной среды системы КАДИС и др. программных средств. В средства обеспечения курса входят: учебное пособие объемом 140 с. [5], компьютерный учебник по дидактическому проектированию для осмысления и закрепления теоретического материала, инструментальные программные средства для выполнения лабораторных и зачетных работ. Анкетирование, проведенное среди студентов, показало достаточно высокий уровень интереса и понимания необходимости данного курса. В заключение необходимо отметить, что высокий научно-педагогический и технический потенциал университета при соответствующей организационной поддержке администрации позволяет решать такие задачи, как разработка учебно-методических компьютерных комплексов для традиционного и дистанционного образования, подготовка специалистов для системы открытого и дистанционного образования, использование технологий Интернет не только как средства выхода во внешний мир, но и как возможности внутрисетевого общения и предоставления информационного сервиса в обучающей деятельности. Литература |
[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости] |