[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Компьютерные технологии - путь к открытому образованию"

Дистанционное образование военнослужащих:
некоторые организационные аспекты проблемы.

Медвецкий А.Ф.

г. Самара; СФ СГИ

Профессия военнослужащего в нашей стране традиционно длительное время считалась одной из престижных и высокооплачиваемых. Оба критерия в большей или меньшей степени определяли судьбу миллионов молодых людей при выборе жизненного пути.

Процессы, происходящие в политической и экономической жизни нашей страны в течение уже более десяти лет, не могли не выразиться в изменении государственных концепций и личностных приоритетов граждан.

Смещение общих и частных интересов, их акцентирование на экономической сфере привело к избыточности профессиональных категорий государственных служащих, в том числе и военных, и острой потребности в специалистах в области экономики, права, психологии.

Реформирование Вооруженных Сил и их сокращение предусматривает частичную переподготовку офицеров, увольняемых в запас, но оставляет мало свободы выбора из перечня специальностей, по которым осуществляется переподготовка, к тому же переподготовка осуществляется в системе общей профессиональной подготовки, а не в системе высшего образования.

31 мая исполняется пять лет со дня утверждения Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования (СДО) в России, где четко указаны цели, задачи, приоритеты, а также четко определено, на какие социальные группы она ориентирована.

СДО позволяет обучать студентов не только по регионам, но и по специальным группам населения. Отдельно выделяется группа - офицеры сокращающихся Вооруженных Сил и члены их семей.

Правительство РФ приняло Постановление № 674 от 5 июня 1997 г. "О программе переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас или отставку; граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в местах их компактного проживания".

Вторая большая группа - это офицеры армии.

Специфика службы такова, что достигнув высот в своей карьере, им потом приходится в зрелом возрасте начинать с нуля на гражданской службе. И это положение усугубляется проводимыми в армии сокращениями, военной реформой, при отсутствии государственной программы переподготовки офицеров для гражданской жизни, как это есть, например, в странах НАТО. Система ДО для получения высшего военного образования (ВВО) оказалась как нельзя своевременной и пользуется популярностью среди молодых офицеров, как уже уволенных в запас, так и готовящихся к увольнению. В качестве примеров можно привести Калининградский филиал, где обучаются офицеры сокращаемой 19-й Армии и Балтийского флота, Читинский, Челябинский и наш Самарский филиалы, где располагаются военные и пограничные округа.

В армии до сих пор существует расхожее мнение начальников, что учиться никогда не поздно, более того, учеба поощряется даже приказом министра обороны (МО). Однако студент в офицерском мундире, пытающийся защитить свое право на образование, т.е. скудные часы выделить для учебы на законном основании (т.е. предназначенные приказом МО), встречает четкое неприятие в виде "черного юмора": "Если учеба мешает службе, то ее стоит оставить в покое". И тем не менее сегодня многие, как говорят, "продвинутые" командиры разрешают офицерам и прапорщикам учиться и получать второе высшее образование, понимая, что это кощунственно - ставить препоны, учитывая, что они - офицеры - тратят на это львиную часть своего скудного жалования и много времени, твердо веря, что это поможет им не оказаться в одночасье за воротами военной части без работы и без профессии, которая может быть востребована действительностью.

Служба молодых офицеров проходит в основном в дальних гарнизонах, удаленных от "цивилизаций", где с трудом созданы условия для получения среднего образования. Для получения высшего (опять же военного) образования он (офицер) должен прослужить минимум 5 лет, вдобавок достичь определенного служебного положения и непременно заслужить "благосклонное" расположение целого ряда командиров и начальников. Из серьезных стимулов - разве что звание "Героя России" или как минимум боевая награда, а в остальном - сплошные препоны.

В подтверждение необходимости высшего образования у нас в СФ СГИ сейчас учатся участники второй чеченской войны. Сегодня можно спросить, чем привлекает офицера (прапорщика) система дистанционного обучения? Что объективно толкает военнослужащего сделать выбор в пользу информационных и дистанционных технологий?

Какие преимущества дает система ДО офицерам?:
- необходимость совмещения учебы с работой;
- географическая отдаленность большинства мест службы от вузовских центров, т.е. отдаленные гарнизоны, в том числе места службы МВД и погранвойск;
- лица, желающие получить ВВО, т.к. гражданская специальность в дипломе выпускников военного ВУЗа не дает преимущества на гражданке;
- конечно, специфика военной службы во всех силовых структурах не позволяет учиться в ритме действующих образовательных технологий;
- выгодно офицерам и то, что можно приспособиться работать и учиться в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе;
- прекрасно интегрируется многолетний опыт офицеров, прапорщиков, и мичманов в командирской подготовке, в основе которой лежит самообразование, т.к. использование специализированных технологий и средств обучения - технология ДО - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний.

Дистанционные методы используются в армии США. ВС США используют возможности образовательных институтов для передачи учебных курсов своим служащим в других странах. Во время войны в Персидском заливе в 1990 - 1991 гг. многие американские моряки изучали курсы, передаваемые Аnnenberg Corporaition в рамках проекта PBS - TV. Используя различные технологии, более 4 000 военнослужащих прослушали эти курсы, а более 70 % их успешно освоили. Программа открытого университета Нью-Йоркской технологической школы уже несколько лет контролирует изучение курсов моряками на кораблях, находящихся в плавании.

Буквально в апреле месяце в Самарском филиале СГИ гостил ректор Израильского филиала из г. Хойфа, который изучал наш опыт. В дальнейшем он намерен использовать в своем проекте "ДО для солдат Израильской армии", накопленный опыт обучения офицеров всех силовых структур, в т.ч. подразделений специального назначения, которые сдают сессию по возвращению их из спецкомандировок в "горячих точках".

Анализ успеваемости, обобщение опыта учебы офицеров в нашем филиале привело к выводу, что офицеры - самая успевающая из всех категорий студентов.

В чем причина?
Ответ прост: в системе подготовки военнослужащих в ходе учебы в высших военных учебных заведениях и самостоятельного образования в ходе служебной деятельности. И нельзя забывать о принципиальном отличии от многих категорий студентов: с первых дней военной службы офицер в первую очередь педагог и воспитатель подчиненных. Это вырабатывает высокую степень самодисциплины, самоорганизации, самообразования.

Все это в армии выработано. Элементами алгоритма волевых действий военнослужащих являются:
- постановка и осознание цели действия (поставленной задачи), ее важности;
- борьба мотивов, преодоление противодействующих мотивов;
- принятие решения действовать в соответствии с поставленной целью;
- определение наиболее подходящего способа действий;
- исполнение принятого решения, выполнение поставленной задачи;
- оценка сделанного, оценка и анализ процесса достижения (недостижения) цели, выполнения (невыполнения) задачи.

Главным звеном волевого действия является исполнение принятого решения.
Наиболее существенные волевые качества:
- целеустремленность - способность постоянно ставить перед собой значимые цели и подчинять свое поведение их достижению;
- способность неустанно искать пути достижения поставленной цели, это - активность, инициативность, решительность, энергичность, самостоятельность, настойчивость, ответственность.

Факты подтверждают, что в Современном Гуманитарном Институте каждый 5-й (а в ряде филиалов каждый 4-й) выпускник - офицер.

Причем даже в первом выпуске - 1997 г. в Москве из 2500 человек - 519 составили офицеры.

Один только СГИ в том же году опередил по количеству работы (по признанию кадровиков силовых структур) четыре центра, созданные по программе правительства.

Вывод:
Серьезным мотивом выбора ДО для офицера является не только осознание цели, но и тот факт, что они видят в системе оптимальный подход к быстрому достижению поставленной цели.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]