[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Компьютерные технологии - путь к открытому образованию"

Психолого-педагогические основы управления познавательной активностью студентов

Н. В. Прядильникова

г. Самара
Самарский филиал Московского государственного университета печати

Современный подход к содержанию высшего профессионального образования предполагает реорганизацию педагогического руководства учебной деятельностью студентов с тенденцией на стимулирование познавательной активности учащихся, создание условий для творчества. Проведенный анализ и практика работы позволили сделать вывод, что одной из основных причин низкой успеваемости студентов является отсутствие целенаправленной научно-обоснованной системы мероприятий по организации их познавательной деятельности.

Рассматривая процесс обучения студентов как сложную управляемую систему, следует учитывать, что эффективность ее функционирования зависит не только от многих элементов, входящих в ее состав, но и от совершенства организации и качества управления активной умственной деятельностью студентов. Оптимальным и наиболее приемлемым является адаптивное управление, обеспечивающее обратную связь и возможность коррекции деятельности студентов со стороны преподавателя.

Адаптивное управление учебной деятельностью предполагает:
1. четкое формулирование цели и задач для ее осуществления;
2. установление исходного состояния управляемой системы (контроль исходного уровня усвоения знаний студентов);
3. разработка программ алгоритма управления с выделением основных этапов управления и учетом исходного состояния;
4. получение информации о каждом этапе функционирования управляемой системы и внесение корректирующих воздействий (оперативный контроль знаний студентов);
5. реализация управляющих воздействий для движения поставленной цели;
6. установление конечного состояния управляемой системы (контроль информативных узловых тем, разделов и т. д.).

Своевременная информация о состоянии управляемой системы дает возможность корректировать формирование у студентов активной умственной деятельности в условиях "информационного взрыва" что позволит учащимся получать максимальные знания предмета при минимальных перегрузках от поступающей информации.

Основные принципы адаптивной системы обучения:
- резкое увеличение доли самостоятельной работы студентов на учебном занятии;
- нормализация загруженности студентов домашней самоподготовкой за счет увеличения доли самостоятельной работы студентов на учебном занятии;
- оптимизация учебного занятия по соотношению времени коллективно-групповой и самостоятельной работы студентов, совмещаемой с индивидуальной работой преподавателя;
- автономное функционирование системы самостоятельной работы за счет использования системы средств для самоконтроля и взаимоконтроля;
- непрерывное управление всем учебным процессом с помощью сетевого плана и графика оперативного учета;
- индивидуализация обучения в условиях коллективного обучения;
- адаптация к индивидуальным особенностям обучающихся при работе во всех режимах;
- воспитательное воздействие самоучета и доверия к студенту на формирование личности.

Переход к адаптивной системе требует тщательной подготовки и, прежде всего перестройки психологии преподавателя в процессе применения приемов воспитательного воздействия на студентов через сам процесс обучения. Самой большой трудностью для преподавателя является отказ от некоторых неоптимальных, традиционных представлений о ведении учебного занятия, которое должно проходить поэтапно. Это позволит и студентам, и преподавателям привыкнуть к новым формам учебных контактов.

Применение на практике принципов психологической теории поэтапного формирования умственных действий (автор - П. Я. Гальперин) с использованием теории управления и возможностей компьютерных систем и технологий позволит повысить эффективность управления процессом обучения студентов, а в конечном итоге - качество подготовки специалистов.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]