[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Компьютерные технологии - путь к открытому образованию"

Теория и технология системы КАДИС

Соловов А.В.

г. Самара, ЦНИТ СГАУ

Интенсивное развитие технических средств информационных технологий обучения предоставляет лишь хорошие дидактические возможности, эффективность реализации которых в значительной мере зависит от уровня развития, психолого-педагогической обоснованности и "технологичности" методического обеспечения. В докладе рассматриваются теория, методика и педагогические инструментальные программные средства технологии КАДИС (Комплексы Автоматизированных ДИдактических Средств), разработанной и развиваемой в центре новых информационных технологий при Самарском государственном аэрокосмическом университете (ЦНИТ СГАУ).

Типовой комплекс системы КАДИС состоит из учебного пособия, электронного мультимедийногого учебника, интеллектуального компьютерного тренажера и учебного пакета прикладных программ (ППП) [1]. Рациональная дидактически обоснованная последовательность усвоения учебного материала предполагает следующий порядок работы с комплексами системы КАДИС:
- изучение теоретического материала по пособию;
- осмысление и закрепление теории с помощью электронного учебника;
- приобретение и развитие практических умений, ускоренное накопление профессионального опыта на тренажерах;
- решение учебных задач по тематике комплекса с помощью ППП.

Таким образом, различным средствам поддержки процесса обучения в системе КАДИС определена своя дидактическая ниша в соответствии с их возможностями.

Методика проектирования учебных комплексов включает следующие основные этапы.
1. Построение модели содержания учебного материала.
2. Формирование модели освоения учебного материала.
3. Определение состава комплекса.
4. Написание рукописи учебного пособия.
5. Подготовка электронного учебника.
6. Разработка сценариев для тренажеров.
7. Подготовка сценариев и алгоритмов для учебных пакетов прикладных программ.
8. Исследование и оптимизация параметров сценариев электронных учебников и тренажеров с помощью дискретных математических моделей.

Детально методика проектирования учебных комплексов рассматривается в [2]. Она позволяет поставить процесс проектирования компьютерных средств поддержки обучения на четкую системно-дидактическую платформу, перевести его из сферы искусства и дидактических фантазий отдельных преподавателей-энтузиастов на твердые рельсы педагогического профессионализма в условиях массового внедрения информационных технологий обучения. Применение методики КАДИС ориентирует разработчиков методических и программно-информационных средств поддержки учебного процесса на создание не отдельных фрагментов, а комплексов, обеспечивающих полноценную проработку учебного материала от знакомства с теорией до решения нетиповых задач.

Компьютерная подготовка учебных комплексов может вестись с помощью любых инструментальных педагогических программных средств, обеспечивающих возможность реализации подготовленного проекта. В системе КАДИС есть свой педагогический инструментарий (для MS DOS и WINDOWS-95/98). Его отличительными особенностями, по сравнению с отечественными и зарубежными аналогами, являются четкая дидактическая основа, простота и доступность для широкого круга преподавателей и учащихся. Интуитивно понятный дидактический и технический интерфейс, клавиатурные подсказки, развитая система контекстной помощи, быстрый и адекватный отклик на любые действия, продуманная цветовая гамма делает общение обучаемых, преподавателей-пользователей и преподавателей-разработчиков с инструментальной средой системы КАДИС эффективным, удобным и приятным.

Технология разработки компьютерных средств поддержки обучения (методика проектирования и инструментальная среда системы КАДИС) используется на многих кафедрах СГАУ и в ряде других учебных заведений высшего и среднего образования. По ней разработано несколько сотен учебных комплексов по различным учебным дисциплинам (см. краткое описание ряда из них в базе данных по информационным ресурсам вузов РФ на www.unicor.ac.ru, поиск по ключевому слову КАДИС или на http://cnit.ssau.ru ). Применение таких комплексов, в частности, в инженерной подготовке позволяет повысить ее эффективность на 20-40% по сравнению с традиционными методами обучения (см. результаты педагогических экспериментов в [3]). Многие из этих комплексов используются и в дистанционном обучении, в том числе и для экспорта образовательных услуг [4].

В заключение хотелось бы отметить, что главной целью информационных технологий обучения является организация самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (что является, кстати, главным и для обычного, не компьютерного, обучения), независимо от того, используют ли они учебно-методическое обеспечение на бумажных носителях, дискетах, CD ROM или работают с ним в компьютерной сети. Техническая реализация, хотя и важна, но по сути вторична. Вспомним некоторые негативные аспекты компьютеризации обучения (см., например, [2,5,6]). Первична методика, четкая формулировка педагогической цели, правильный выбор необходимых дидактических условий и инструментов. И именно эти факторы определяют уровень педагогической культуры преподавателей, разработчиков и пользователей информационных технологий обучения.

Литература
1. Соловов А.В. Информационные технологии обучения в профессиональном образовании // Информатика и образование. 1996, N 1. С. 13-19.
2. Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. - Самара: СГАУ, 1995. 140с.
3. Соловов А.В. Об эффективности информационных технологий обучения // Высшее образование в России. 1997, N 4. С .100-107.
4. Соловов А.В., Гольдберг И.Н. Экспорт образовательных услуг на основе новых информационных технологий // Международное сотрудничество. 1997, N 4, С. 10.
5. Борк А. Компьютеры в обучении: чему учит история // Информатика и образование. 1990, N 5. С. 110-118.
6. Кривошеев А.О. Проблемы развития компьютерных обучающих программ // Высшее образование в России. 1994, N 3. С. 12-20.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]