[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]
|
Теория и технология системы КАДИССоловов А.В.г. Самара, ЦНИТ СГАУ |
Интенсивное развитие технических средств информационных технологий обучения предоставляет лишь хорошие дидактические возможности, эффективность реализации которых в значительной мере зависит от уровня развития, психолого-педагогической обоснованности и "технологичности" методического обеспечения. В докладе рассматриваются теория, методика и педагогические инструментальные программные средства технологии КАДИС (Комплексы Автоматизированных ДИдактических Средств), разработанной и развиваемой в центре новых информационных технологий при Самарском государственном аэрокосмическом университете (ЦНИТ СГАУ). Типовой комплекс системы КАДИС состоит из учебного пособия, электронного мультимедийногого учебника, интеллектуального компьютерного тренажера и учебного пакета прикладных программ (ППП) [1]. Рациональная дидактически обоснованная последовательность усвоения учебного материала предполагает следующий порядок работы с комплексами системы КАДИС: Таким образом, различным средствам поддержки процесса обучения в системе КАДИС определена своя дидактическая ниша в соответствии с их возможностями. Методика проектирования учебных комплексов включает следующие основные этапы. Детально методика проектирования учебных комплексов рассматривается в [2]. Она позволяет поставить процесс проектирования компьютерных средств поддержки обучения на четкую системно-дидактическую платформу, перевести его из сферы искусства и дидактических фантазий отдельных преподавателей-энтузиастов на твердые рельсы педагогического профессионализма в условиях массового внедрения информационных технологий обучения. Применение методики КАДИС ориентирует разработчиков методических и программно-информационных средств поддержки учебного процесса на создание не отдельных фрагментов, а комплексов, обеспечивающих полноценную проработку учебного материала от знакомства с теорией до решения нетиповых задач. Компьютерная подготовка учебных комплексов может вестись с помощью любых инструментальных педагогических программных средств, обеспечивающих возможность реализации подготовленного проекта. В системе КАДИС есть свой педагогический инструментарий (для MS DOS и WINDOWS-95/98). Его отличительными особенностями, по сравнению с отечественными и зарубежными аналогами, являются четкая дидактическая основа, простота и доступность для широкого круга преподавателей и учащихся. Интуитивно понятный дидактический и технический интерфейс, клавиатурные подсказки, развитая система контекстной помощи, быстрый и адекватный отклик на любые действия, продуманная цветовая гамма делает общение обучаемых, преподавателей-пользователей и преподавателей-разработчиков с инструментальной средой системы КАДИС эффективным, удобным и приятным. Технология разработки компьютерных средств поддержки обучения (методика проектирования и инструментальная среда системы КАДИС) используется на многих кафедрах СГАУ и в ряде других учебных заведений высшего и среднего образования. По ней разработано несколько сотен учебных комплексов по различным учебным дисциплинам (см. краткое описание ряда из них в базе данных по информационным ресурсам вузов РФ на www.unicor.ac.ru, поиск по ключевому слову КАДИС или на http://cnit.ssau.ru ). Применение таких комплексов, в частности, в инженерной подготовке позволяет повысить ее эффективность на 20-40% по сравнению с традиционными методами обучения (см. результаты педагогических экспериментов в [3]). Многие из этих комплексов используются и в дистанционном обучении, в том числе и для экспорта образовательных услуг [4]. В заключение хотелось бы отметить, что главной целью информационных технологий обучения является организация самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (что является, кстати, главным и для обычного, не компьютерного, обучения), независимо от того, используют ли они учебно-методическое обеспечение на бумажных носителях, дискетах, CD ROM или работают с ним в компьютерной сети. Техническая реализация, хотя и важна, но по сути вторична. Вспомним некоторые негативные аспекты компьютеризации обучения (см., например, [2,5,6]). Первична методика, четкая формулировка педагогической цели, правильный выбор необходимых дидактических условий и инструментов. И именно эти факторы определяют уровень педагогической культуры преподавателей, разработчиков и пользователей информационных технологий обучения. Литература |
[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости] |