[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Компьютерные технологии - путь к открытому образованию"

Практика применения информационных технологий
в системе дистанционного образования на примере
НП "Самарская Образовательная Корпорация XXI век"

Сушкова Л.М.

НП "Самарская Образовательная Корпорация XXI век"

г. Самара

Год работы в качестве тьютора по курсу информационных технологий в системе дистанционного образования показал, что приходится иметь дело со студентами разной степени подготовленности. Есть студенты, работающие длительное время в сфере информационных технологий и сами активно участвующие в процессе их создания и освоения, есть определенная часть студентов, которые владеют какой-то одной информационной технологией и применяют ее для автоматизации рутинных операций. Большую же часть студентов, особенно из удаленных регионов, составляют новички в компьютерной технике.

Предлагаемое студентам учебно-практическое пособие "Информационные технологии в экономике" под редакцией профессора Г. Лихачевой, наряду с недостатками в виде большого количества уже частично устаревших технических характеристик и стандартов, имеет, я считаю, удивительное достоинство, проявляющееся во всестороннем охвате имеющихся на сегодняшний день разновидностей информационных технологий и лаконичности изложения, лишь намечающими траекторию изучения материала. Тьютору в этом случае предоставляется полный простор как в выборе методики работы со студентами, так и содержательности излагаемого материала. В нашем РЦ обязательной компонентой курса является его практическая часть, предваряющая лекционную, которая строится с учетом индивидуального подхода к студентам.

Если условно разбить студентов по степени подготовленности на несколько категорий (например, три), то к первой категории можно отнести тех студентов, которые имеют информационные преимущества перед остальными либо по роду своей деятельности, либо в силу своих индивидуальных способностей. Применяя различные виды мотивации, таким студентам предлагается в качестве практической работы создать рефераты, с проработкой тех видов информационных технологий, с которыми они соприкасаются на практике. Эти рефераты после доклада в группе выносятся на обсуждение студентов, которые на живом примере ощущают синтез теории с практикой, осознают насколько необходимо освоение и осмысление данного материала. В этом случае учебником служит сама жизнь.

Если ко второй категории отнести студентов, имеющих дело на практике с какой-либо одной прикладной программой, автоматизирующей рутинные операции, то здесь цель тьютора - расширить горизонты их познаний, как теоретических, так и практических. В этом случае практические задания носят индивидуальный характер, направленный на углубление знаний. Со студентами, имеющими средства коммуникаций, практикуется электронное "он-лайновое" общение через E-mail, Chat, ICQ.

К третьей категории студентов можно отнести новичков в компьютерной технике, для которых занятия организуются в компьютерном классе. И тут, кроме традиционных способов обучения, активно применяются мультимедийные обучающие программы, позволяющие кроме собственно процесса обучения в интерактивном режиме протестировать свои знания.

Уже второй год в учебном процессе интенсивно используется программа Microsoft NetMeeting, ее свойство совместного использования MS Windows-приложений, делающая занятия наиболее информативными и позволяющая студентам освоить больший объем материала. Многозадачность современных операционных систем дает возможность студентам поэтапно репродуктивно воспроизвести и отработать в собственном приложении все примеры, продемонстрированные преподавателем и растиражированные на всех компьютерах в режиме совместного использования приложений. На этих занятиях большое внимание уделяется изучению возможностей электронного общения между членами рабочей группы, общения с помощью электронной почты, использованию информационных ресурсов глобальной сети Интернет, совместному использованию разделяемых ресурсов локальных сетей, сетевым утилитам.

Навыки, приобретенные на этих занятиях, будут востребованы и при изучении последующих курсов с применением информационных технологий.

Рассмотрению сетевых возможностей операционных систем посвящено созданный нами учебный практикум "Локальные сети Windows", который вошел в учебно - практический комплекс "Вычислительные системы, сети и телекоммуникации" под ред. профессора Пятибратова и учебно - практический комплекс "Вычислительные машины, сети и телекоммуникации", автор Якубайтис.

Переход к новым формам образования с применением информационных технологий обострил проблемы готовности преподавателей. Осознанной неизбежностью и необходимостью стал вопрос их обучения компьютерным технологиям, который решается с организацией специальных курсов.

Хочется надеяться, что это стремление преподавательского состава, позволит найти разумное сочетание традиционных форм обучения с инновационными, что приведет в итоге к повышению качества образовательного процесса.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]