Поволжский Образовательный Портал

Юриспруденция. Методические указания по производственной практике

СОДЕРЖАНИЕ:

Раздел I . Общие положения по организации производственной практики.

РАЗДЕЛ I I . Программы практики:

  1. практика в прокуратуре
  2. практика в природоохранной прокуратуре
  3. практика в следственном подразделении следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ
  4. практика в органах федеральной службы безопасности
  5. практика в органах МВД
  6. практика в органах по контролю за оборотом наркотических средств
  7. практика в районном (городском) суде
  8. практика у мирового судьи
  9. практика у судебного пристава исполнителя
  10. практика в юридическом отделе
  11. практика в арбитражном суде
  12. практика в двенадцатом апелляционном суде
  13. практика в нотариате
  14. практика в адвокатуре
  15. практика в налоговых органах
  16. практика в таможенных органах
  17. практика в органах социальной защиты
  18. практика в Комитете по труду Министерства занятости, труда и миграции Самарской области
  19. практика в государственной инспекции труда в Самарской области
  20. практика в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации
  21. практика в органах местного самоуправления

РАЗДЕЛ I I I . Рекомендации по оформлению документов.


 

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

по организации производственной практики

Производственная (далее – практика) студентов является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится в органах прокуратуры, МВД, суда, нотариата, налоговой инспекции, адвокатуре и т.д.

Ее цель – закрепление и обновление полученных студентами теоретических знаний по юридическим дисциплинам, приобретение профессиональных навыков и умений применительно к определенным юридическим специальностям, изучение форм, методов и средств правоприменительной, правозащитной деятельности и юридического обслуживания граждан и организаций.

Практика организуется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (с изм. и доп. от 25 декабря 2008 г. № 286-ФЗ), Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. и доп. от 25 декабря 2008 г. № 286-ФЗ), Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 03050165 «Юриспруденция».

Руководство практикой осуществляется работниками соответствующих органов или учреждений и преподавателями института.

Студенты при прохождении практики обязаны:

§   своевременно приступить к практике;

§   подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка учреждения, в которое они направлены;

§   систематически вести записи в дневнике, отражая ежедневную работу.

 

РАЗДЕЛ I I

Программы практики

1. ПРАКТИКА В ПРОКУРАТУРЕ

Цель практики – закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения и приобретение практических навыков работы по различным направлениям деятельности прокуратуры.

В период прохождения практики в прокуратуре студенты проходят ее у помощника   или заместителя прокурора.

В процессе практики студенты знакомятся:

  1. со структурой районной (городской) прокуратуры и ее личным составом;
  2. с организацией работы районной (городской) прокуратуры;
  3. с приказами, указаниями Генерального прокурора РФ, методическими рекомендациями Генеральной прокуратуры РФ и прокуратур субъектов Российской Федерации по проведению проверок и другим направлениями деятельности прокуратуры;
  4. с деятельностью прокурора по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов;
  5. с деятельностью прокурора по защите прав и свобод гражданина;
  6. с деятельностью прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия;
  7. с деятельностью прокурора по надзору за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  8. с деятельностью прокурора по обеспечению участия прокурора в рассмотрении дел судами;
  9. с деятельностью прокурора по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

 

2. ПРАКТИКА В ПРИРОДООХРАННОЙ ПРОКУРАТУРЕ

Цель практики – изучение надзорной деятельности прокурора и организации его работы по различным направлениям охраны   окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

В процессе практики уясняются обязанности межрайонного природоохранного прокурора и всего аппарата, а также формы взаимодействия с иными правоохранительными и природоохранными органами.

В период прохождения практики в природоохранной прокуратуре студенты проходят ее у помощника или заместителя прокурора.

В процессе практики студенты знакомятся:

  1. со структурой природоохранной прокуратуры и ее личным составом;
  2. с организацией работы природоохранной прокуратуры и изучают разграничение компетенции природоохранной прокуратуры и других территориальных и специализированных прокуратур;
  3. с приказами, указаниями Генерального прокурора РФ, методическими рекомендациями Генеральной прокуратуры РФ, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры или прокуратур субъектов Российской Федерации по проведению проверок и другим направлениям деятельности прокуратуры;
  4. с деятельностью прокурора по надзору за исполнением законов о рациональном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды;
  5. с деятельностью прокурора по рассмотрению обращений граждан на нарушения благоприятных условий жизнедеятельности;
  6. с деятельностью прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие.

 

3. ПРАКТИКА В СЛЕДСТВЕННОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

СЛЕДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПРИ ПРОКУРАТУРЕ РФ

Цель практики – изучение работы районного (межрайонного) следственного подразделения; закрепление   теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения; приобретение практических навыков применения законов и составления процессуальных документов в работе следователя в процессе расследования преступлений; изучение порядка определения подследственности уголовных дел; уяснение полномочий следователя следственных подразделений следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации.

В ходе прохождения практики у следователя студенты знакомятся:

  1. с организацией работы следователя;
  2. с основными формами взаимодействия следователя с руководителем следственного подразделения, прокурором, оперативными службами;
  3. с порядком обжалования следователем указаний, требований прокурора и указаний руководителя следственного подразделения в случаях несогласия с ними;
  4. с планированием работы следователя: составляют проект плана расследования по уголовному делу с указанием версий, следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий с учетом особенностей расследования различных видов преступлений;
  5. с составлением статистических карточек и отчетов;
  6. с методическими рекомендациями по расследованию отдельных видов преступлений.

 

4. Практика в следственных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Цель практики – изучение работы следственного отдела; закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения; приобретение практических навыков применения законов и составления процессуальных документов в работе следователя в процессе расследования преступлений; изучение порядка определения подследственности уголовных дел; уяснение полномочий следователя органов ФСБ.

В ходе прохождения практики у следователя студенты знакомятся:

  1. с организацией работы следователя;
  2. с основными формами взаимодействия следователя с руководителем следственного отдела, прокурором, оперативными службами;
  3. с порядком обжалования следователем указаний и требований прокурора, указаний руководителя следственного отдела в случаях несогласия с ними;
  4. с планированием работы следователя: составляют проект плана расследования по уголовному делу с указанием версий, следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий с учетом особенностей расследования различных видов преступлений;
  5. с составлением статистических карточек и отчетов;
  6. с методическими рекомендациями по расследованию отдельных видов преступлений;
  7. с техническими средствами, используемыми при расследовании преступлений.

 

5. ПРАКТИКА В ОРГАНАХ МВД

Цель практики – закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения и приобретение практических навыков работы следователя ОВД при расследовании преступлений.

В ходе практики в следственном подразделении студенты знакомятся:

  1. с функциональными обязанностями следователя, сложившимися в ОВД основными формами взаимодействия следователя с оперативными и другими службами (участковых, оперуполномоченных, ОППН, ГИБДД и др.);
  2. планированием работы;
  3. системой учета и отчетности следственного подразделения;
  4. изучают научно-технические средства, используемые при расследовании преступлений.

6. ПРАКТИКА В СЛЕДСТВЕННЫХ подразделениях Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Российской Федерации

Цель практики – изучение работы следственного подразделения; закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения; приобретение практических навыков применения законов и составления процессуальных документов в работе следователя в процессе расследования преступлений; изучение порядка определения подследственности уголовных дел; уяснение полномочий следователя органов ФСКН.

В период прохождения практики студенты знакомятся:

- с порядком ведения книг и журналов учета;

- с правилами учета и хранения документов.

В процессе практики в следственном подразделении Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ студенты знакомятся с приказами, инструкциями Генерального прокурора РФ, Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, касающихся порядка приема, регистрации сообщений о преступлениях, о едином учете преступлений, о прокурорском надзоре за деятельностью органов предварительного следствия, а также с приказами Руководителя Следственного департамента Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств, о мерах по организации предварительного следствия, процессуального контроля.

 

7. ПРАКТИКА В РАЙОННОМ (ГОРОДСКОМ) СУДЕ

Цель практики – изучение работы районного (городского) суда по всем направлениям его деятельности, закрепление теоретических знаний и выработка практических навыков правильного применения законов и составления процессуальных документов.

Студенты знакомятся с организацией работы секретаря судебного заседания и его обязанностями.

Находясь на практике у судьи, студенты знакомятся с организацией его работы.

Присутствуют в судебных заседаниях.

8. ПРАКТИКА У МИРОВОГО СУДЬИ

Цель практики – закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков при производстве по уголовным и гражданским делам, подсудным мировым судьям.

В процессе прохождения практики у мирового судьи студент:

  1. изучает содержание инструкции по делопроизводству, знакомится с работой канцелярии, организацией приема граждан, приемом и отправкой почты, приемом и учетом апелляционных жалоб и представлений, порядком извещения и вызова лиц к мировому судье;
  2. знакомится с организацией работы секретаря судебного заседания и его обязанностями: при приеме граждан мировым судьей, в период подготовки дела;
  3. знакомится с организацией работы мирового судьи: по приему граждан, полномочиями по уголовным делам частного обвинения, полномочиями по уголовным делам с обвинительным актом, а также уясняет принципы и формы взаимодействия с районным судом, органами прокуратуры, РОВД и иными государственными и общественными органами и организациями.

9. ПРАКТИКА У СУДЕБНОГО ПРИСТАВА ИСПОЛНИТЕЛЯ

Цель практики – изучение работы судебного пристава исполнителя по всем направлениям его деятельности, закрепление теоретических знаний и выработка практических навыков правильного применения законодательства и составления документов.

В процессе прохождения практики у судебного пристава исполнителя студент:

  1. знакомится с практикой применения законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», изучает инструкции по делопроизводству;
  2. знакомится с организацией работы судебного пристава исполнителя;
  3. изучает особенности исполнения решений по различным категориям дел, обязанности судебного пристава по контролю за правильным и своевременным взысканием сумм в пользу взыскателя.

 

10. ПРАКТИКА В ЮРИДИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ

Цель практики – изучение деятельности юридической службы предприятия, приобретение навыков, необходимых для самостоятельной работы в качестве юрисконсульта.

 

Студент-практикант на первоначальных этапах обязан изучить:

  1. перечень документов, регулирующих деятельность юридического отдела и его сотрудников (положение о юридической службе, должностную инструкцию юрисконсульта и т.п.);
  2. положения, регламентирующие отдельные вопросы деятельности предприятия (положение о договорной работе, положение о проведении конкурса на выполнение работ, оказание услуг, положение о порядке приемки и учета на предприятии материальных ценностей и т.п.);
  3. перечень документов, подлежащих визированию юридической службой;
  4. практику применения законодательства о труде (соблюдение установленных правил приема на работу, перевода и увольнения, предоставления отпуска, порядка привлечения работников к дисциплинарной и материальной ответственности и т.п.);
  5. планирование работы юридического отдела;
  6. справочно-кодификационную работу юридического отдела, порядок хранения документов, делопроизводство;
  7. основы экономики, организации производства, труда и управления, основные правила и нормы охраны труда.

Студент также обязан освоить основные правила корпоративной культуры (внешний вид, правила субординации при взаимоотношениях с коллегами, этика делового общения и т.п.).

 

11. ПРАКТИКА В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

Цель практики – ознакомление с системой, составом и структурой арбитражных судов в РФ; изучение функций, задач и полномочий арбитражного суда, проблем взаимодействия арбитражного суда с судами общей юрисдикции, третейскими судами, другими организациями и разграничение их компетенции; приобретение навыков в сфере судебной деятельности.

Практика в арбитражном суде начинается с ознакомления с работой аппарата арбитражного суда в соответствии с АПК РФ и Регламентом арбитражного суда, где студенты знакомятся с:

  1. распределением обязанностей между работниками аппарата арбитражного суда;
  2. организацией приема исковых и иных заявлений;
  3. приемом и отправкой почты;
  4. приемом и учетом апелляционных и кассационных жалоб;
  5. работой архива.

 

12. ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Цель практики – ознакомление с системой и структурой апелляционных судов; изучение деятельности (структуры, функций, задач, полномочий) Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и порядка взаимодействия с другими органами государственной власти и организациями; приобретение навыков, необходимых для самостоятельной работы в качестве специалиста судебного состава, секретаря судебного заседания, помощника судьи, судьи.

Практика в Двенадцатом арбитражном апелляционном суде начинается с ознакомления с работой аппарата Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в соответствии с ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», АПК РФ и Регламентом Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, в процессе этого студенты-практиканты:

  1. изучают нормативные правовые акты, приказы, положения, инструкции и иные документы, регламентирующие деятельность Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;
  2. знакомятся с планированием работы Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;
  3. изучают справочно-кодификационную работу Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, порядок учета, хранения нормативных актов, делопроизводство;
  4. знакомятся с работой отдела делопроизводства, положением об отделе.

13. ПРАКТИКА В НОТАРИАТЕ

Цель практики:

–          глубокое и эффективное изучение задач, правовой основы современного нотариата, норм нотариального законодательства и материального права в той или иной практической ситуации,

–          приобретение студентами практических и организационных навыков для подготовки проектов различных нотариальных документов, являющихся результатом нотариальной деятельности;

–          выполнение обязанностей нотариуса по разъяснению гражданам, обратившимся за совершением нотариального действия, смысла и значения совершаемых действий.

Находясь на практике в органах нотариата, студенты:

  1. знакомятся с организацией системы нотариата в РФ, задачами, функциями, принципами нотариальной деятельности;
  2. изучают делопроизводство в нотариальной конторе, знакомятся с кодификационно-справочной работой (инструкциями, методическими рекомендациями, письмами-разъяснениями   и др.); обращают внимание на особенности реализации норм нотариального законодательства и материального права в нотариальной практике;
  3. присутствуют при приеме нотариусом граждан, проверяют представляемые нотариусу документы для совершения нотариального действия, готовят проекты документов, оформляют записи о регистрации нотариальных действий в специальных книгах, журналах учета, реестрах (на усмотрение нотариуса).

 

14. ПРАКТИКА В АДВОКАТУРЕ

Цель практики – формирование практических навыков по консультированию граждан и составлению документов правового характера, осуществлению представительства в судах и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях, участию на предварительном расследовании и в суде в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков.

Практика в адвокатуре начинается с изучения Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодекса профессиональной этики адвоката, Правил внутреннего распорядка адвокатского образования. Необходимо также ознакомиться с видами юридической помощи, оказываемой адвокатами, делопроизводством в адвокатском образовании (порядком заключения соглашения с гражданами об оказании юридической помощи, правилами ведения и оформления производств адвоката, учетом и хранением документов).

В ходе практики студенты знакомятся:

-           с работой дежурного адвоката и участвуют при приеме граждан;

-           с работой адвоката   в стадии предварительного расследования и подготовки дела к судебному разбирательству;

-           вместе с адвокатом участвуют в судебном разбирательстве.

 

15. ПРАКТИКА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ

Цель практики – применение знаний законодательства о налогах и сборах, полученных студентами в Академии и приобретение практических навыков работы в налоговых органах, изучение форм и методов работы налоговых инспекторов, форм взаимодействия внутриструктурных подразделений, а также форм взаимодействия с органами Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России и другими органами государственной и местной власти.

Практика начинается с ознакомления с общими вопросами организации деятельности налогового органа:

  1. структурными подразделениями и их взаимодействием, распределением функций между ними;
  2. планированием работы и отчетностью налогового органа;
  3. методическими и иными документами Федеральной налоговой службы РФ и Управления ФНС по Самарской области;
  4. должностной инструкцией руководителя территориального налогового органа.

Студенты знакомятся с работой сектора юридической службы налогового органа:

  1. функциями юридической службы и должностными инструкциями работников этой службы;
  2. с методикой проверки пакета документов, необходимых для постановки на учет налогоплательщика;
  3. по поручению начальника юридической службы составляют проекты исков в суд и арбитражный суд:

- о ликвидации организации;

- о признании регистрации организации недействительной;

- о признании сделки недействительной и взыскании в доход государства всего полученного по такой сделке;

- проекты других исков.

Студенты уясняют особенности работы налогового инспектора   применительно к конкретному структурному подразделению инспекции ФНС, вида плательщика налога и видов налоговых платежей (федеральные, региональные, местные).

 

16. ПРАКТИКА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

Цель практики – изучение деятельности таможенных органов, приобретение практических навыков работы в таможенных органах и применение знаний таможенного законодательства, полученных в Академии.

Место прохождения практики – одно из структурных подразделений Федеральной таможенной службы РФ (областной центр, столица республики в составе РФ или иная таможня), в которой студенты знакомятся:

  1. деятельностью территориального органа ФТС РФ;
  2. с системой таможенных органов;
  3. с работой таможенного поста;
  4. изучают процедуру таможенного оформления и другие таможенные процедуры.

 

17. ПРАКТИКА В ОРГАНАХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Цель практики – закрепление полученных при изучении дисциплины «Право социального обеспечения» теоретических знаний, приобретение практических навыков применения норм о социальном обеспечении граждан в деятельности юридических и других служб территориальных органов Пенсионного   фонда России и других органах социальной защиты населения.

Производственная (профилирующая) практика в органах Пенсионного фонда и социальной защиты населения является частью подготовки высококвалифицированных специалистов, способных правильно решать актуальные вопросы, связанные с социальным обеспечением, социальным страхованием и социальной защитой населения Российской Федерации.

Приступая к практике в территориальных органах Пенсионного фонда РФ, студенты должны знать, а при необходимости, восполнить знания нормативного материала, регулирующего социально-обеспечительные отношения. В этих целях, прежде всего, следует ознакомиться с действующими редакциями следующих источников права:

- Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (с изм. и доп.) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (с изм. и доп.) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 17.12.2001 № 173 (с изм. и доп.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 30.04.2008) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

- Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

- Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Минздравсоцразвития РФ (Минтруда РФ), Пенсионного фонда России;

- законы и иные акты Самарской области о ветеранах труда и социальной защите граждан из средств областного бюджета;

- непосредственно на рабочем месте следует изучить методические и иные рекомендательные акты по вопросам социального обеспечения, включая регламенты оказания соответствующих государственных услуг населению;

- должностные регламенты работников Пенсионного фонда.

В практической работе необходимо знать и применять постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». В нем определена подведомственность пенсионных споров суду, а также их подсудность, разъяснены вопросы об уплате государственной пошлины гражданами и государственными учреждениями Пенсионного фонда России, об исчислении страхового стажа, как общего, так и специального, многие другие практически важные вопросы.

В период прохождения практики в учреждениях (отделении, управлении) Пенсионного фонда России (в юридическом отделе, отделе назначения и перерасчета пенсий, отделе персонифицированного учета лиц в системе обязательного пенсионного страхования, при приеме граждан и даче консультаций и др.) студенты в практической работе изучают законодательство и практику его применения сотрудниками соответствующего подразделения.

18. ПРАКТИКА В КОМИТЕТЕ ПО ТРУДУ МИНИСТЕРСТВА ЗАНЯТОСТИ,

ТРУДА И МИГРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Цели практики:

  • ознакомление со структурой Министерства занятости, труда и миграции Самарской области, уяснение места комитета по труду в системе областных органов государственной власти (структура, функции, полномочия);
  • практическое знакомство с работой отделов комитета по труду, направлениями и задачами их управленческой деятельности, функциональными обязанностями сотрудников комитета по труду (должностными регламентами);
  • непосредственное участие в практической управленческой, организационной, методической деятельности отделов и сотрудников комитета по труду;
  • подготовка нормативных, распорядительных, учетных, статистических и других документов, образующихся в практической деятельности комитета по труду;
  • юридическая экспертиза и рецензирование актов социального партнерства;
  • участие в практической консультационной и информационной работе, осуществляемой сотрудниками комитета по труду.

19. ПРАКТИКА В ГОСУДАРСВЕННОЙ

ИНСПЕКЦИИ ТРУДА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Цель практики – углубленное изучение трудового законодательства РФ, нормативно-правовых актов, регулирующих структуру, компетенцию, полномочия территориальных органов Федеральной инспекции труда, государственных инспекторов труда по правовым вопросам, а также приобретение практических навыков применения полученных знаний в деятельности по осуществлению государственного надзора за соблюдением трудового законодательства работодателями Самарской области.

Практическая подготовка студентов проводится в отделах Гострудинспекции в Самарской области, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (в рамках деятельности по надзору, осуществляемому должностными лицами – государственными инспекторами по правовым вопросам).

Практика начинается с ознакомления со структурой Федеральной инспекции труда, Гострудинспекции в Самарской области, ее основными функциями, направлениями деятельности, задачами, полномочиями соответствующих отделов и государственных инспекторов.

В ходе практики студенты должны освоить порядок взаимодействия должностных лиц, руководителей инспекции с другими государственными надзорными органами (прокуратурой, функциональными надзорами, надзорными службами органов отраслевого управления, органами государственной экспертизы труда, органами МВД РФ), Главным федеральным инспектором по Самарской области, органами общественного контроля (профессиональными союзами), органами юстиции (службами судебных приставов), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Также практически уясняются вопросы разграничения компетенции судов и инспекции в обеспечении трудовых прав работников, применении мер административной, материальной и уголовной ответственности за нарушение трудового законодательства и неисполнение законных требований органов государственного надзора.

 

20. ПРАКТИКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОМ) ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Цель практики – ознакомление с порядком формирования, с организацией системы и работы законодательного (представительного) органа государственной власти и местного самоуправления субъекта РФ. Знакомство с механизмом контроля и взаимодействия законодательного (представительного) органа субъекта РФ с органом исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления. Изучение форм депутатской деятельности депутата.

Студенты проходят практику в областной Думе.

Практика начинается с изучения законов, иных нормативных актов, документов, определяющих конституционно-правовые основы деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Студенты во время прохождения практики:

  1. знакомятся с работой организационного отдела законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, с делопроизводством, организацией работы по приему граждан, рассмотрению заявлений и обращений, поступающих от физических и юридических лиц, общественных объединений и организаций;
  2. привлекаются для работы в комитеты законодательного (представительного) государственной власти субъекта РФ, где участвуют в заседаниях комитета, составляют проекты предложений для рассмотрения на заседании законодательного органа государственной власти, подготавливают проекты заключений и решений по вопросам, вынесенным на рассмотрение комитета, знакомятся с контролем, осуществляемым комитетом, за работой предприятий, учреждений, организаций по выполнению решений законодательного органа государственной власти, составляют проекты законов, постановлений и   распоряжений;
  3. принимают участие в заседаниях законодательного (представительного) органа субъекта РФ, готовят проекты докладов, содокладов, сообщений, справок, аналитических записок по вопросам, выносимым на рассмотрение в заседании законодательного органа;
  4. направляются в органы местного самоуправления субъекта РФ для изучения их взаимодействия с органом государственной власти, контроля за соблюдением законов субъекта РФ о местном самоуправлении, создании органами государственной власти необходимых условий для становления и развития системы органов местного самоуправления, ходе и условиях осуществления программ субъекта РФ по поддержке местного самоуправления, реализацией органами местного самоуправления права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекте РФ;
  5. направляются в избирательную комиссию субъекта РФ, территориальные избирательные комиссии в целях изучения их взаимодействия с органами государственной власти субъекта РФ;
  6. под руководством депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, либо помощника депутата, работающего на постоянной основе, участвуют в выполнении поручений законодательного органа государственной власти субъекта РФ и его органов, по результатам выполнения поручений готовят проекты отчетов, информационных записок о выявленных недостатках, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение Конституции РФ, Конституции (Устава) субъекта РФ, законов, иных нормативных актов; готовят проекты депутатских запросов; готовят законопроекты и законодательные предложения, пояснительные записки к ним; рассматривают поступающие от избирателей предложения, заявления и жалобы, анализируют содержащиеся в них сведения, готовят проекты ответов на заявления и обращения; принимают участие в проведении приема граждан; изучают общественное мнение;
  7. Производство студента-практиканта, проходящего практику в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации должно содержать следующие материалы:
  • письменные ответы на вопросы, по которым студент консультировал граждан;
  • письменные ответы на жалобы, обращения, заявления граждан, поступившие в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • проекты предложений, заключений и решений, выносимых на рассмотрение комитетов и комиссий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, в составлении которых студент принимал участие;
  • проекты докладов, содокладов, сообщений, справок, аналитических записок, рассмотренных законодательным органом, в составлении которых студент принимал участие;
  • проекты законов, законопредложений, иных нормативных актов, пояснительных записок к ним, составленных при участии студента.

21. ПРАКТИКА В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Цель практики:

  • углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курса «Муниципальное право РФ», и приобретение практических навыков муниципального управления;
  • ознакомление с порядком формирования, системой, структурой, формами и методами деятельности органов местного самоуправления в муниципальных образованиях Российской Федерации;
  • практическое ознакомление с моделями и схемами управления в муниципальных образованиях различных видов;
  • практическое изучение нормативно-правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, действующих на территории муниципального образования, в котором студент проходит практику;
  • изучение практики разграничения полномочий между органами местного самоуправления в муниципальном образовании;
  • практическое ознакомление с порядком выполнения отдельных государственных полномочий.

Начиная практику в органах МСУ муниципального образования, студенты должны знать положения:

  • Европейской Хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15.10.1985 г.;
  • Декларации о принципах местного самоуправления в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, принятой Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29.10.1994 г.;
  • Конституции РФ;
  • ФЗ от 16.10.2003 г. «Об общих принципах организации МСУ в Российской Федерации» № 131-ФЗ.

Практика студентов начинается с изучения Устава муниципального образования, иных нормативно-правовых актов и документов, регулирующих порядок проведения предусмотренных законодательством форм прямого волеизъявления.

 

РАЗДЕЛ I I I

РЕКОМЕНДАЦИИ

по ведению дневника и подготовке отчета о практике

В течение всей практики ежедневно студент производит записи в дневнике, обстоятельно отражая проделанную работу, в том числе какие проекты документов составлялись.

Дневник ведется в обычной тетради.

Записи должны отражать не только проведенную работу, но и самостоятельный анализ ее содержания и особенностей, отношения практиканта к спорным вопросам   практики, встретившимися затруднениями в решении тех или иных вопросов. Заполняя дневник, практикант должен исходить из того, что полнота и своевременность записей о прохождении практики существенно облегчит составление письменного отчета.  

Отчет о производственной практике

По окончании практики студенты на основании дневника и других материалов составляют отчет о работе, проведенной в период практики (5-7 страницы машинописного текста).

Отчет по своему содержанию отличается от дневника, не должен его повторять. Если в дневнике перечисляются различные виды работ, ежедневно проводимые практикантами, то отчет должен отражать и обстоятельные выводы студента- практиканта о проделанной работе.

В отчете необходимо отразить:

  1. содержание работы, проделанной студентом на практике;
  2. степень выполнения программы;
  3. выводы о том, в какой мере практика способствовала закреплению и углублению теоретических знаний, приобретению практических навыков;
  4. с какими делами познакомился практикант, какие трудности возникли у него при прохождении практики;
  5. какие спорные теоретические и практические вопросы возникали в ходе практики (о применении норм права, о порядке производства тех или иных действий, о содержании и форме составленных документов и др.), какое мнение по ним было у практиканта и как спор был разрешен;
  6. недостатки и упущения прохождения учебной практики;
  7. предложения, направленные на улучшение организации в проведении практики.

При оформлении отчета практики студент должен предоставить следующие документы:

1. Индивидуальная аттестационная ведомость-протокол (дата защиты практики, должна быть позже периода прохождения практики указанного в графике);

2. Отчет (отчет подписывает сам практикант, визирует руководитель от базы практики, на титульных листах проставляется печать предприятия):

2.1. Титульный лист (подпись студента, подпись руководителя от базы практики, печать базы практики);

2.2. График прохождения практики (подпись студента, подпись руководителя от базы практики, печать базы практики);

2.3. Характеристика с места прохождения практики в произвольной форме (подпись руководителя от базы практики, печать базы практики);

2.4. Справка о прохождении практики (подпись руководителя от базы практики, печать базы практики);

2.5. Содержание (оглавление);

2.6. Основная (текстовая) часть в соответствии с содержанием;

2.7. Список использованных источников;

2.8. Приложения.