Поволжский Образовательный Портал

Поможет ли Ассоциация учителей-словесников лучше учить русский язык, или это просто попытка сохранить то, что есть?

Опубликовано 16 ноября 2013

В МГУ состоялся учредительный съезд Ассоциации учителей-словесников, где обсуждались очень значимые проблемы для русского языка, в частности, единообразие в его преподавании.В Российской Федерации насчитывается порядка 50 тысяч школ, в которых заняты почти полтора миллиона учителей. Большую часть из педагогического состава занимают учителя русского языка и литературы. Несмотря на такое количество педагогов и, безусловно, их высокий профессиональный уровень, грамотность учащихся падает. По традиции, каждый учитель ищет причины падения качества знаний у своих учеников, прежде всего, в себе, своих навыках, приемах преподавания. В случае с русским языком данный фактор не стал исключением.

В  июле 2013 года в МГУ состоялся съезд учителей, на котором обсуждались проблемы русского языка в педагогике: ставились задачи по сохранению высокого уровня преподавания не только в школе, но и в вузах.

По результатам съезда было принято решение создать Ассоциацию учителей-словесников, которая бы занималась всем тем, что касается русской словесности; от выработки единообразия  в преподавании русского языка (создание единого методического пространства), поддержки учителей, до проведения экспертизы учебников.

И вот, в ноябре 2013 года состоялся учредительный съезд Всероссийской Ассоциации учителей-словесников, на котором обсуждались как проблемы в образовании, так и совершенствование методик. Среди прочего, назывались удручающие цифры по отставанию России в качестве знания собственного языка: 41 место среди 65 стран, куда наша страна за короткое время переместилась с 27-го.

Падение грамотности российских учащихся приняло катастрофический характер, – считают педагоги. Несмотря на то, что в стране таких ассоциаций насчитывается множество, они есть в каждом регионе, общую координацию действий должна осуществлять Всероссийская Ассоциация.

По результатам многочисленных исследований, несмотря на увеличивающееся количество стобалльников (с 1697 в 2012 г.  – до 2523 в 2013), качество знания русского языка падает. ЕГЭ по русскому не решают проблем, как показывают олимпиады. По результатам Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, победитель набрал всего 133,5 баллов из 150 возможных, то есть, по меркам школы, его знания – не многим лучше 4-ки.

Ученики путают пунктуацию, плохо разделяют причастные и деепричастные обороты. Самое интересное, что теорию школьники знают не плохо, а вот с практикой дело обстоит ужасно.

Причиной безграмотности школьников является резкое снижение чтения классической русской литературыПричиной, как считают многие преподаватели, и большинство родителей с ними согласятся, является резкое снижение чтения литературы. Каковым бы ни было качественным преподавание русского языка в школе, закрепляется все это только с помощью чтения большого количества книг. Причем, это должны быть книги, написанные грамотным правильным русским языком. Увы, многие родители школьников склонны волноваться за сдачу ЕГЭ, а не за то, сколько ребенок читает классической русской литературы.

Вместо полных произведений, школьники теперь читают сокращенные варианты – в хрестоматиях. Увы, если ампутировать любое произведение, смысла в его прочтении нет никакого.

Из школьной программы исчезает обязательность в заучивании стихотворений великих русских поэтов, чтении в каникулы литературы, которая изучается в течение следующего учебного года. Большое количество учебных часов просто вырвано из занятий языком и литературой. Масла в этот огонь подливают совершенно бесполезные учебники по транскрипции, которые еще больше путают школьников.

Так называемый олбанский язык, которым пересыпаны сообщения друг от друга в социальных сетях, не добавляет качества в знания.Еще одна немаловажная проблема, которую замечают многие, и она уже стала притчей во языцех: Интернет. Дети, как губка, впитывают эту своеобразную изувеченную словесную культуру. Так называемый олбанский язык, которым пересыпаны сообщения друг от друга в социальных сетях, не добавляет качества в знания. С другой стороны, с этим можно бороться только одним способом: прививать любовь к чтению литературы. Однако, нельзя на новехонький «Мерседес» прилаживать колеса от телеги; сложно в настоящее насыщенное информацией время привить неиссякаемую любовь к классической литературе ребенку; нельзя переломить устойчивый тренд.

«Война и мир» Льва Николаевича Толстого, больше, чем наполовину, – нудное произведениеМногие из родителей, окончивших школу в прошлом веке, скажут, что, например, «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, больше, чем наполовину, – нудное произведение. Пространные рассуждения героев романа наводят такую тоску, что читатель просто засыпает. А ведь мы читали много книг, так много, что современным школьникам и представить сложно.

Таким образом, необходимо больше современной литературы, которая должна интересовать читателя, не вызывая стойкую зевоту; иначе все старания педагогов пойдут насмарку.

Кстати, причиной, которая так плохо влияет на образование детей, некоторые депутаты Государственной Думы называют иностранные заимствования. Так, лидер партии ЛДПР Владимир Вольфович Жириновский хочет в принудительном порядке (мышление чиновника) запретить использоваться слова, вроде: «перфоманс», «дилер», «кафе», «бутик», заменив их на русско-народные аналоги: «представление», «посредник», «закусочная», «лавка». Идея прямая, как стрела, но увы, не жизнеспособная, – открытое информационное пространство не даст. Хотя, Владимир Вольфович имеет много идей, которых, в большей степени, призваны просто пропиарить господина лидера, не имея никаких под собой оснований.

Просто быть педагогом, как замечают многие эксперты, в настоящее время, не достаточно. Необходимо иметь психологические навыки, уметь создать обстановку в классе, при которой каждый ученик будет стремиться изучать предмет, а не просто «сделать домашнее задание, чтоб отстали». Конкурент у учителя русского языка и литературы сильный и очень умный – информационное общество, переполненное рекламой, которая вносит отрицательный вклад, но с который можно бороться только ее же методами: психологическим подходом к обучению.

Однако, нужно отдать должное неизбежному: глобализация, когда языки множества народов проникают друг в друга, не может быть остановлена, и здесь необходимо вносить коррективы в родной язык и методику его подачи учащимся. Всероссийская Ассоциация учителей-словесников имеет все возможности для выработки таких методик и создания довольно гибкой и плодотворной системы обучения родной речи.

 

Автор: © Aleksej Kuntsevich

Другие матералы рубрики: