[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Компьютерные технологии - путь к открытому образованию"

Проект создания информационной инфраструктуры Самарской области

Бельчикова Е.П., Дельцова Н.О., Александров Ю.В.

Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования, г.Самара.

Особенностью сельских школ, расположенных в малых селах Самарской области, является малокомплектность. Организация преподавания в них существенно отличается от обучения детей в массовых городских и сельских школах. Сегодня сельские образовательные учреждения неконкурентоспособны по отношению к городским в силу ограниченности культурной инфраструктуры.

Цель проекта

Создание условий для формирования конкурентноспособной системы образования в сельской местности и реализации принципа равных возможностей в получении образования для учащихся сельских школ Самарской области.
Задачи:
1. Разработка моделей областного и территориальных ресурсных центров, центральной школы.
2. Разработка нормативно-правовой базы деятельности и взаимодействия областного, территориальных ресурсных центров, центральных школ с филиалами.
3. Создание информационной, научно-методической и учебно-методической, программно-технической базы проекта.
4. Обучение администрации и персонала участников проекта.
5. Разработка модели повышения квалификации педагогического коллектива образовательного учреждения на базе территориальных ресурсных центров.
6. Создание инфраструктуры, обеспечивающей деятельность ресурсных центров.
В основу данного проекта положены иные подходы к организации сельского образования:

Центральная школа.

1. Центральная школа сельского района - крупная школа основного и полного общего образования, в которой продолжают обучение дети из сел и поселков, обслуживаемых данной центральной школой. Одна из центральных школ имеет интернат для проживания детей из всего района, проходящих подготовку в вузы.
2. В каждом населенном пункте должны быть детский сад и начальная школа как единое учреждение образования, являющееся филиалом центральной школы.
3. В районе вводится система школьных автобусов, осуществляющих доставку детей из филиалов в центральную школу.
4. В структуру центральной школы, помимо традиционного блока, обеспечивающего учебный процесс данной школы, входят медиатека и учебно-лабораторная база.
5. Функции медиатеки:
· учебно-методическое и техническое обслуживание образовательных учреждений района,
· предоставление потребителю открытого доступа ко всем материалам медиатеки;
· прокат учебных и методических материалов на различных носителях;
· организация работы методических объединений района;
· оказание методической помощи по использованию интерактивных средств обучения.
6. Функции учебно-лабораторной базы:
· организация и проведение занятий на базе лабораторий физики, химии, биологии, кабинета технологии, компьютерного класса с выходом в internet для филиалов центральной школы,
· организация работы в рамках системы дополнительного образования.

Территориальный ресурсный центр.

1.Центральные школы обслуживаются территориальными ресурсными
2.Задача территориального ресурсного центра - формирование единого образовательного пространства территории на основе интеллектуального, культурного, социально-педагогического, медико-валеологического, технического потенциала региона.
3.Для решения поставленной задачи территориальный ресурсный центр должен иметь службы:
· сбора и обработки информации,
· инженерно-технического обеспечения,
· организационно-методическая,
· медиатека.
4.Реальной базой для территориальных ресурсных центров являются существующие районные медиацентры и информационно-прокатные центры. Существующие центры частично выполняют функции проектируемых территориальных ресурсных центров - осуществляют учебно-методическое и техническое обеспечение образования в своих районах.

Областной ресурсный центр.

1.Областной ресурсный центр осуществляет научно-методическое, программно-техническое, информационно-аналитическое обеспечение деятельности территориальных ресурсных центров, центральных школ и их филиалов.
2.Структура областного ресурсного центра содержит службы:
· информационно-аналитический центр,
· центр программно-технического и коммуникационного обеспечения,
· центр дистанционного образования.
Ожидаемые результаты.
Формирование единого образовательного пространства на основе интеллектуального, культурного, социально-педагогического, медико-валеологического, технического потенциала региона позволит:
· осуществлять координацию действий районных структур, направленных на развитие образования как приоритетной сферы, влияющей на социально-культурную обстановку в районе;
· предоставить доступности качественного образования всем учащимся Самарской области;
· расширить круг общения детей из малых сел, предоставив им возможность дополнительного (внешкольного) образования;
· предоставить возможность выбора образовательной траектории обучающимся;
· реализовать потребность в педагогах, способных обучать детей в режиме вариативности, без отчуждения учащихся от сельского социума;
· осуществлять повышение профессиональной педагогической квалификации;
· высвободить средства и подготовить кадры для последующего распространения данной модели на другие районы области;
· создать нормативно-правовое обеспечение деятельности указанных Образовательных центров.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]