[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]

Секция "Компьютерные технологии - путь к открытому образованию"

Мультимедиа технологии для дистанционного обучения

О.И. Лахин, П.О. Скобелев

ООО НПК "Генезис знаний"

На пороге XXI века, века информации стала проблема быстрого и качественного обучения. К сожалению, традиционные методы и средства обучения не обеспечивают эффективного решения этой задачи, что обусловлено отсутствием необходимой материальной базы, недостатком квалифицированных преподавательских кадров, устаревшими методиками обучения и т.д.

Один из новых подходов к повышению качества и интенсивности обучения связан с применением новых информационных технологий. В результате удается повысить наглядность учебного материала за счет трехмерной графики и анимации, обеспечить моделирование работы изучаемых устройств, автоматизировать контроль знаний и т. п.

В настоящее время, когда Интернет становится все более и более доступным, очень важным представляется использование этой глобальной сети для дистанционного обучения. В связи с этим появилась реальная возможность получения качественного образования вне зависимости от места жительства, возраста, образования.

Для решения поставленной задачи научно-производственная компания "Генезис знаний" начала серию разработок гибридных мультимедиа-систем дистанционного обучения: "Дифракция света", "Комплекс тренажеров по профессиональному обучению специалистов Газотурбинной установки".

Гибридная система дистанционного обучения по оптике "Дифракция света" посвящена одному из самых красивых и сложных разделов оптики - дифракции света. В основу предлагаемого курса положена серия специально сконструированных экспериментов в виртуальной оптической лаборатории, сопровождаемых занимательными лекциями и разнообразным дополнительным материалом. Мультимедиа возможности не только облегчают восприятие такого сложного и необычного явления как дифракция, но и позволяют продемонстрировать его удивительную красоту.

Содержание "Комплекса тренажеров по профессиональному обучению специалистов Газотурбинной установки" фокусируется на наиболее сложных вопросах эксплуатации, обслуживания и ремонта газотурбинной установки. При этом основное внимание обращается на приобретение обучаемым практических знаний о конструкции и принципах действия используемых технических устройств, скрытых физических явлениях и процессах, методах выявления и устранения неисправностей, видах и марках применяемого оборудования, правилах их эксплуатации и технике безопасности, а также формированию соответствующих практических умений и навыков работы.

Все рассмотренные гибридные мультимедиа системы дистанционного обучения обладают рядом общих методических особенностей и технических возможностей.

Во-первых, как Интернет-версию, так и диск можно рассматривать как самостоятельные системы с рядом дополнительных возможностей по отношению друг к другу, однако, оптимальным является использование их в комплексе.

Во- вторых, в настоящих системах полноценно используются все мультимедиа-возможности современных компьютеров: трехмерная динамическая графика и анимация, натурное видео, звук, цветные фотографии и схемы, таблицы и диаграммы и другие иллюстрации (на экране нет текстов). Эти возможности применяются, прежде всего, в лекциях.

В - третьих, в предлагаемых обучаемому практических заданиях активно используется интерактивное моделирование, а пользователю предлагается самостоятельно найти сценарий достижения цели.

В-четвертых, при выполнении заданий обучаемому помогает агент преподавателя, который является педагогической компонентой системы, позволяющей навигировать в учебном материале и осуществлять анализ трассы обучения пользователя. По результатам этого анализа агент преподавателя выдает рекомендации для дальнейших действий.

В-пятых, для отображения текущего состояния хода обучения имеется агент ученика, который раскрывается метафорической картой знания, позволяющей преподавателю мгновенно оценить полученный уровень знаний ученика.

В-шестых, в разработанных системах реализован целый ряд дополнительных важных возможностей, таких как индивидуальная регистрация, автоматический контроль знаний на основе контрольных вопросов для самопроверки, справочная система, система индексов, и т.п.

В-седьмых, данная Интернет-системы выполняются на двух языках: русском и английском. Английский язык послужит для привлечения пользователей не только в России, но и за рубежом.

В-восьмых, интернет-системы содержат также раздел для поддержки компакт диска. Этот раздел может постоянно пополняться новой информацией, разработанной на основе пожеланий пользователей.

Таким образом, предлагаемые гибридные системы сайт + диск содержат компоненты, необходимые для дистанционного обучения: систематически изложенный курс лекций, лабораторные работы, коллекцию заданий, электронные библиотеки, набор контрольных вопросов.

Такие особенности данных систем, как использование видеофрагментов реальных экспериментов, использование в качестве иллюстраций художественно выполненных 3-D рисунков, в том числе и анимированных, наличие интерактивных облегчают восприятие сложного необычного явления дифракции и вопросов эксплуатации газотурбинной установки.

Хотя и сайт, и диск можно использовать как самостоятельные системы дистанционного обучения, оптимальным представляется реализация именно гибридной системы сайт + диск. Подобное технологическое решение с учетом проблемы низкого качества связи в отечественных телефонных сетях позволит обеспечить и полноценные мультимедиа возможности, и оперативность изменения информации.


[Вернуться к оглавлению][Информационный сервер][Новости]