Фальков: Актуальные проблемы инклюзивного образования в мире
Опубликовано 11 декабря 2025Валерий Фальков выступил на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы инклюзивного образования в мире: контекст, политика и практика». Мероприятие проходит под эгидой ЮНЕСКО в Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы при участии экспертов из более чем 77 государств.
Как отметил глава Минобрнауки России, задача конференции – предложить миру современный, прогрессивный взгляд на инклюзивность, который подразумевает комплексный подход, направленный на обеспечение равных возможностей для каждого человека в получении качественного образования. Речь идет о стремлении к формированию гармоничной, социально ответственной личности, что закреплено в числе национальных целей развития страны, утвержденных Президентом России Владимиром Путиным.
«На этих принципах сегодня выстраивается не только молодежная политика, но и в целом образовательная политика в стране. Сформирована широкая экосистема возможностей для детей и молодежи. В ее основе заложено создание равных условий и обеспечение доступа к качественному образованию для всех. Минобрнауки уделяет данному вопросу пристальное внимание», – уточнил Министр.
Одной из мер по реализации инклюзивного подхода в сфере образования стала сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая создана на базе университетов и оказывает всесторонние меры поддержки студентам с особыми образовательными потребностями.
Сегодня функционируют 25 таких центров. Их объединяет партнерская сеть, включающая 685 вузов, в том числе три совместных Славянских университета в Белоруссии, Киргизии и Таджикистане. Эта работа ведется в рамках госпрограммы «Доступная среда».
Валерий Фальков отдельно подчеркнул значимость равноправного международного сотрудничества.
«Россия открыта для участия в проектах и инициативах, направленных на развитие образования, свободного от двойных стандартов», – заключил он.
Итогом конференции станет принятие Декларации, отражающей основания для развития инклюзивного образования на современном этапе, а также современные вызовы в этой сфере.
