Поволжский Образовательный Портал

Франшиза: что это и как работает

Опубликовано 26 сентября 2022

франшиза

Франшиза - распространённая модель ведения бизнеса. Наверняка вы видели в торговых центрах или просто на улицах своего города сетевые магазины, кафе, салоны красоты и так далее. Скорее всего, владелец конкретного магазина не имел отношения к бренду до того, как приобрёл франшизу.

Заключается эта модель в том, что бизнесмен покупает у владельца сети право пользоваться именем и проверенными средствами ведения предприятия. Актуальный каталог франшиз можно посмотреть на специализированном сайте.

Как работает франшиза

Если вы собираетесь привлечь первых заказчиков или посетителей уже сразу после открытия бизнеса - это станет хорошим вариантом для вас. Вы будете работать под уже известным брендом и использовать проверенную бизнес-модель.

Управляющая компания, которая предоставляет вам своё имя, называется франчайзером, вы, соответственно - франчайзи. Иногда таких предпринимателей называют представителями либо партнёрами.

Найти предложения такой работы можно в каталогах - здесь размещаются все актуальные на сегодняшний день франшизы и информация о них, такая как:

  • имя владельца бренда;
  • стоимость приобретения франшизы;
  • срок сотрудничества (при необходимости договор можно потом продлить);
  • условия.

Иногда на таких площадках размещаются и отзывы предпринимателей, которые уже сотрудничали с данным брендом. Выберите подходящую и свяжитесь с франчайзером, для вас подберут нужный формат совместной работы и проинформируют об условиях.

Если всё проходит хорошо, вы открываете свой филиал - уже с соответствующим оборудованием, обстановкой и вывеской. У некоторых компаний существуют требования по дизайну - например, вы должны использовать в оформлении помещения какие-то узнаваемые цвета или их сочетания.

Вам предоставляют всю необходимую информацию: технологии, бизнес-процессы, рекомендации по тому, как готовить персонал для вашего предприятия. Заключается договор на определённый срок. При необходимости он расторгается по завершении этого срока или же продлевается.

Преимущества и недостатки

Главное преимущество - это уже готовый план. Если вы создаёте предприятие с нуля, вам придётся разрабатывать и его план, и символику, заниматься неймингом (придумывать название) либо привлекать к этому сторонних людей. Всё это занимает время, иногда даже месяцы. Здесь у вас уже готовое имя, символика и бизнес-план.

Уметь что-либо на момент открытия филиала тоже не надо. При заключении договора вам всё объяснят, научат работе с этой компанией, всем тонкостям её ведения. Также вам порекомендуют наиболее подходящее помещение и принципы подбора работников в свой магазин, салон или кафе.

К недостаткам относится необходимость дополнительных вложений, таких как паушальный взнос (единоразовый) и роялти (регулярная оплата за использование имени).

Франшиза и обычный бизнес - что выгоднее

На этот счёт существуют разные мнения. С одной стороны, при использовании франшизы предприниматель оплачивает дополнительные расходы управляющей компании и всё равно вкладывается в оборудование помещения. С другой - известное имя начинает привлекать клиентов сразу же, и потому эта модель бизнеса окупается быстрее.

Если же открывать своё предприятие с нуля, вложения будут касаться только аренды помещения и покупки (или тоже аренды) аппаратуры. Но неизвестный бренд придётся продвигать, а затраты на рекламу бывают колоссальны. Порой они достигают 50% и более бюджета компании. Потому франшиза в большинстве случаев оказывается проще и выгоднее.

Другие матералы рубрики: