Поволжский Образовательный Портал

Минцифры РФ: кадры для цифровой экономики

Опубликовано 31 января 2023

На секции пленарных докладов конференции НИТО 2023 выступила Казанцева Анастасия Юрьевна, заместитель директора департамента Минцифры РФ, с докладом на тему "Кадры для цифровой экономики". Далее основные тезисы выступления.

Казанцева А.Ю.

Обучение по образовательным программам высшего образования в ИТ-сфере

  • Задача: обеспечение возможностей для увеличения числа студентов, обучающихся ИТ-специальностям, в том числе в педагогической сфере, которые будут востребованы в будущем.
  • В 2021 году более 113 тыс. человек поступили на ИТ-специальности.
  • В 2022 году более 117 тыс. человек поступили на ИТ-специальности
  • Обучение ИТ-специальностям осуществляется в более 800 вузах (с учетом филиалов)

«Цифровой образовательный контент»

  • Задача: предоставление онлайн доступа для школ и организаций СПО к цифровым образовательным ресурсам и сервисам.
  • Количество школ и организаций СПО, которым предоставлен онлайн доступ к цифровым образовательным ресурсам в процентах нарастающим итогом: 2021 год - 17%, 2022 год - план 30%, факт 44%.
  • К концу 2022 года доступ к верифицированному контенту был предоставлен 43,73% школ и колледжей.
  • 1325 цифровых образовательных ресурсов от 24 поставщиков были доступны педагогам и учащимся.
  • За период реализации проекта каждый восьмой ученик и каждый третий учитель активно использовали цифровые образовательные ресурсы.
  • С 2023 года финансирование проекта не предусмотрено.

«Код будущего»

  • Задача: поддержание баланса спроса и предложения на рынке труда в ИТ-отрасли.
  • Количество талантливых школьников 8-11 классов, приступивших к обучению дополнительного двухлетнего курса обучения современным языкам программирования, нарастающим итогом: 2022 год - 100 тыс. человек, 2023 год - 140 тыс. человек.
  • Обучение школьников осуществляют лучшие ИТ-компании и крупнейшие вузы страны.
  • Офлайн площадки открыты в 83 регионах
  • В 2022 году на обучение зачислено более 130 тысяч школьников
  • 104 образовательных программ от 21 провайдера на портале Госуслуг

Опорно-образовательный центр по повышению квалификации преподавателей вузов и колледжей

  • Задача: обучение преподавателей вузов и колледжей современным цифровым знаниям и навыкам.
  • Число преподавателей колледжей и вузов, прошедших повышение квалификации по новым программам для ИТ-специальностей и различных предметных отраслей, нарастающим итогом: 2021 год - 16189 человек, 2022 год - план 33900 чел., факт 34250 чел.
  • Более 626 тыс. студентов обучены по программам, актуализированным под потребности отраслей.
  • Создан Консорциум из 750 образовательных организаций.
  • С 2021 года обучено более 34 тысяч преподавателей (в 2022 году - более 18 тыс.).

Проектно-образовательный офис ИЦК и ЦКР (создан в 2023 году)

  • обучение сотрудников компаний - 11 тысяч человек ежегодно;
  • обучение преподавателей - 1,1 тысяч ежегодно;
  • беспрепятственный переход отраслей с зарубежного ПО на российское;
  • кадровый резерв из молодых специалистов - 100 тыс. чел. к 2024 г.;
  • актуализация образовательных программ обучения - 30 штук ежегодно;

Проект «Цифровые кафедры»

  • Задача: предоставление студентам вузов-участников и вузов-кандидатов программы «Приоритет-2030» возможности получения дополнительной квалификации по ИТ-профилю на «цифровых кафедрах».
  • Количество студентов, зачисленных на «цифровые кафедры» для получения дополнительной квалификации по ИТ-профилю: 2022 год - план 80200 чел., факт 110100 чел., 2023 год - 210567 чел., 2024 год - 174500 чел.
  • В 2022 году финансирование проекта - 2,7 млрд рублей
  • «Цифровые кафедры» созданы в 114 вузах
  • Ассесмент прошли более 83 тыс. студентов «цифровых кафедр»
  • 496 программ прошли экспертную оценку

Развитие подведомственной сети подведомственных Минцифры России вузов

  1. Московский технический университет связи и информатики
  2. Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
  3. Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
  4. Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Основные показатели:

  • Средний балл ЕГЭ
  • Удельный вес иностранных студентов в %
  • Объем НИОКР в расчете на одного НПР в тыс. руб.
  • Отношение средней заработной платы педагогов к средней заработной плате по региону
  • Численность работников, имеющих ученые степени кандидата или доктора наук
  • Общая численность ППС
  • Количество заключенных соглашений с новыми индустриальными партнерами и вузами
  • Доходы образовательной организации из всех источников
  • Доходы образовательной организации из внебюджетных источников
  • Количество штатных НПР до 39 лет
  • Удельный вес трудоустроенных выпускников в общей численности выпускников в %
  • Численность обучающихся по образовательным программам ВО по очной форме обучения
  • Совокупный объем финансового обеспечения университета из всех источников в тыс. руб.
  • Медиактивность вуза (публикации, просмотры, подписчики, реакции)

Развитие экспорта образования в рамках деятельности подведомственных Минцифры России вузов

  • Задача: ускоренное развитие международной деятельности вузов, в том числе на продвижение образовательных услуг за рубежом.
  • Увеличение количества иностранных студентов, в том числе из дальнего зарубежья.
  • Развитие международного сотрудничества: академические обмены, совместные программы, совместные научные и исследовательские проекты.
  • Заключение новых соглашений с институтами международного развития и сотрудничества, оператором экспорта образования.
  • Разработка программ на английском языке, их продвижение за рубежом для обучения Расширение деятельности подготовительных отделений.
  • Взаимодействие с руководителями цифровой трансформации по данным вопросам.

Другие матералы рубрики: