Министр образования и науки РФ дал интервью порталу «умная школа.рф»
Опубликовано 11 сентября 2013Дмитрий Викторович Ливанов в своем интервью делает основной упор именно на повышение качества образования. А оно, в свою очередь, влечет за собой модернизацию всех уровней системы в целом; начиная от Федеральных государственных стандартов образования (ФГОС) и зарплаты педагогов, и заканчивая проблемами трудоустройства выпускников вузов и профтехучилищ.
Ливанов заметил, что изменения принципов подхода к образовательным процессам уже заложены в так называемых дорожных картах, согласно которым действует не только новый Закон «Об образовании в РФ», но и существуют множество выверенных и готовых к внедрению планов. Каждый из них решает свою задачу, но все они решают одну— на глобальном уровне— повышение качества образования.
Министр образования и науки РФ обратил внимание не только на стабильный рост зарплаты учителей (за последний год— более, чем на 60%), но и на повышающиеся требования к эффективности работы педагогов. В этом смысле хорошо себя оправдывает прямая система мониторинга деятельности учебных заведений— минуя региональные и муниципальные уровни управления образованием. Рост профессионализма педагогического состава страны будет производится через новый профессиональный учительский стандарт, который министерство начинает внедрять уже в этом учебном году. Стандарт был разработан представителями учительского сообщества под руководством Е. А. Ямбурга.
ФГОСы для средней школы вводятся в 2015 году, для старшей— в 2020-м. Основная цель внедрения ФГОС— рост реальных образовательных результатов учеников.
Для оценки качества образования в стране необходимо ввести как международные инструменты (PISA, PIRLS и TIMSS), так и имеющиеся в России (ЕГЭ и ГИА). Эти измерения вполне способны дать объективный ответ о качестве образования в стране.
Что касается модернизации не только процедуры, но содержимого ЕГЭ, то, как отметил Дмитрий Викторович, торопиться с нею следует только по части информационной защиты и исключения злоупотреблений. Сама оценочно-контрольная часть ЕГЭ не может быть модернизирована даже за год; это не простая процедура. Разумеется, ввод новшеств в экзаменационный итоговый процесс должен быть произведен еще до начала учебного года. Так что, заверил Ливанов, в следующем году балльная система Единого госэкзамена не претерпит серьезных изменений. Чего не скажешь о процедуре; она станет более надежной и защищенной.
Дмитрий Ливанов категорически заявил, что поддерживать инициативу некоторых депутатов в свободном выборе между ЕГЭ и традиционными экзаменами он не намерен, так как это не только создаст некое расслоение между выпускниками, но и приведет к изменению качества знаний тех, кто не хочет сдавать ЕГЭ. И последним придется все равно сдавать ЕГЭ, так как основным критерием приема в вуз остается балл по Единому госэкзамену. А ввести еще и двойной стандарт приема— невозможно! Таким образом, традиционные экзамены не только теряют смысл, но и превращаются в серьезное препятствие для молодого человека.
Министр образования отметил также, что дошкольное образование согласно новому Закону «Об образовании в РФ» становится уровнем общего. Будущий ФГОС в этой сфере определит образовательные результаты ребенка на уровне дошкольного образования. сейчас он разрабатывается.
Дмитрий Ливанов сделал и замечание в адрес многих ведомств, в том чиле, и своего, сказав, что на очень многих уровнях есть дефицит доверия к власти, поскольку не совсем точно определены механизмы обратной связи. На своем же уровне эти механизмы ведомство Дмитрия Викторовича успешно реализует и останавливаться не собирается.
В заключении министр образования и науки заявил, что он поддерживает новаторские идеи педагогов и директоров, которые не только их генерируют, но и успешно пробуют в своей практике, а также стремятся распространить на всю отрасль. От себя добавлю, что средств к этому в наш насыщенный информационный век предостаточно.
Автор: © Aleksej Kuntsevich