Поволжский Образовательный Портал

В Счетной палате сообщили о нарушениях при выполнении программы создания новых мест в школах

Опубликовано 13 сентября 2017

Эксперты Счетной палаты оценили результаты проверки мероприятий по созданию в регионах новых мест в школах. По итогам рассмотрения они сообщили  о наличии ряда серьезных нарушений. Так, было отмечено, что в этом году завышенные субсидии получило 29 регионов, а 28 субъектам субсидии были занижены. Кроме того, эксперты сообщили, что, несмотря на реализацию программы, в 26 регионах в прошлом году зафиксировано увеличение числа учащихся во вторую смену.

школа

Отметим, что председателем заседания коллегии Счетной палаты выступила Татьяна Голикова. Совещание состоялось в формате видеоконференции с регионами. Как сообщил в своем выступлении аудитор Александр Филипенко, по итогам 2016 года на выполнение программы было выделено 24,98 млрд. рублей, то есть 99,9% годового объема, предусмотренного программой. При этом удалось ввести за год только 54 из 62 запланированных объектов общей мощностью в 49 тыс. мест. Еще 6 школ были приняты, но не введены в установленные сроки.

В докладе аудитора отмечается, что список регионов для участия в программе формируется по критериям перехода в односменный режим обучения и перевода школьников из зданий с высоким уровнем износа. Вместе с тем, при распределении средств не учитывалось состояние зданий и количество учащихся во 2-ю и 3-ю смены.

Также аудитор сообщил, что тот факт, что 26 регионов продемонстрировали по итогам прошлого года рост числа учащихся во вторую смену, несет риски перенаполняемости школ. Кроме того, в прошлом году от участия в программе отказалось 6 регионов, которые изначально были в нее включены. В 4 из них высокий процент учащихся во 2-ю смену, к примеру, в Республике Коми таких 10,1%, в Адыгее - 14,9%, в Приморском крае - 17,3%, а в Алтае - 26,2%.

Существующие сегодня правила предоставления субсидий регионов в рамках софинансирования создания новых мест в школах не учитывают потребности регионов. Поэтому многие регионы, в которых проблема стоит особенно остро, не могут получить из федерального бюджета нужный объем средств. К тому же, эксперт назвал недостоверными расчеты Минобрнауки по определению суммы субсидий регионам. Из-за того, что ведомство при расчетах не учитывало ряд коэффициентов, некоторые регионы получили заниженные субсидии, а другие - завышенные.

Филипенко сообщил и о нарушениях со стороны 16 регионов в отношении софинансирования программы из региональных бюджетов. В результате, по выводам аудитора, они должны возвратить в федеральный бюджет в общей сумме свыше 2,2 млрд. рублей. По этому факту Счетная палата будет обращаться в Минфин РФ.

Аудитор также сообщил и о других видах нарушений условий программы со стороны регионов. В частности, нарушены условия по возмещению затрат регионов из федерального бюджета. Филипов считает также, что Минобрнауки не должным образом осуществляло контроль за расходованием средств, а во многих действующих школах наблюдаются нарушения требований безопасности и санитарно-эпидемиологических норм. Факты несоблюдения условий программы эксперт обнаружил, в частности, в Калмыкии, Республике Тыва, Самарской области и т.д.

 Со своей стороны представитель Минобрнауки замминистра образования Валентина Переверзева отметила, что ведомство учтет итоги проверки и пересмотрит механизм реализации программы, а также поработает над усилением контроля за выполнением обязательств регионами. По итогам заседания коллегия Счетной палаты приняла соответствующие решения, в том числе, направить обращение в Генпрокуратуру, отчеты в палаты Федерального Собрания, информационные письма в Администрацию президента РФ. 

Другие матералы рубрики: