Поволжский Образовательный Портал

Эксперт заявил о сокращении числа национальных языков в школах

Опубликовано 24 февраля 2018

языкиНакануне международного Дня родного языка Михаил Осадчий, проректор по науке Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина сообщил о сокращении числа национальных языков, которые преподаются в российских школах. По словам профессора, уже через несколько лет их может остаться всего 4-5.

Осадчий рассказал, что в целом в России около 100 языков, из которых немногие являются языками преподавания. При этом если в 2015 году преподавание велось на 18 языках, то в 2016 - уже на 13. Эксперт добавил, что по итогам 2017 года также можно ожидать сокращения. При этом язык, на котором не идет преподавание, естественным образом исчезает, отметил Осадчий. Система образования может спасать или губить язык, подчеркнул он.

Эксперт также заметил, что проблема является как политической, так и экономической. По его словам, создание условий для обучения на всех языках является затратным процессом. Вместе с тем, во многих странах есть такая возможность. В качестве примера Осадчий назвал Германию, где по заявлению родителей ребенка школа должна обеспечить возможность обучения ребенка родному языку. В России предмет родной язык тоже есть. Эта дисциплина входит в часть образовательной программы, которая регионами формируется самостоятельно. Благодаря этому многим регионам удается сохранять свой национальный язык.

Главной проблемой преподавания национальных языков в школах филолог назвал отсутствие современных учебников и другого учебно-методического обеспечения. Без него невозможно преподавать ни один предмет в школе. Существующие же сегодня учебники являются либо устаревшими, либо предназначенными только для начального уровня. Таким образом, отсутствие учебников не дает преподавать национальные языки в школах, и они постепенно исчезают.

Для решения проблемы эксперт рекомендовал носителям языка давать своим детям филологическое образование, чтобы в будущем они могли писать учебники своего родного языка. Если учебники не появятся, процесс вымирания языков будет продолжаться.

Также Осадчий обратил внимание на существование диалектного разнообразия в языковой среде. Он снова привел в пример немецкий язык, где очень много диалектов и их носители гордятся тем, что говорят на том или ином диалекте. В российском обществе разговор на диалекте, напротив, считается признаком плохого образования. В России есть жесткое нормирование и унификация русского языка, отметил эксперт. Уникальным явлением в этом плане он назвал Сибирь, где произошло естественное выравнивание диалекта под одну норму, которая соответствует московскому произношению.

Другие матералы рубрики: