Поволжский Образовательный Портал

Психическое развитие и воспитание детей с помощью игрушек

Опубликовано 10 сентября 2014

В первые годы жизни закладываются основы психических свойств и качеств личности ребенка. На этом этапе ведущую роль в формировании психических процессов малыша играет общение, а также деятельность, основным вариантом которой является игра. В процессе игры ребенок учится подчинять свои желания правилам, развивает воображение и познавательные процессы, получает опыт взаимодействия со сверстниками и воссоздает действия взрослых, формируя, таким образом, модель поведения.

Основным элементом игры выступает игрушка, которая становится не просто предметом забавы, но и важнейшим средством психического развития ребенка. При этом в разный период жизни малыш нуждается в определенном типе игрушек. Годовалый ребенок непроизвольно обращает внимание на яркие, озвученные и блестящие погремушки. В это время предметы разных цветов и форм помогают ему научиться сосредотачивать внимание, координировать движения и находить причинно-следственную связь.

Знакомить ребенка с дидактическими игрушками следует с первого года жизни. Они специально сконструированы для обучения малыша и содержат в себе метод их применения. К ним относят предметы для нанизывания, сборно-разборные игрушки, матрешки и т.д. Собирая такие игрушки, дети учатся проявлять самостоятельность и оценивать результаты своих усилий. В игровой форме ребенок развивает целенаправленность, а также испытывает эстетические переживания от гармонии цветов и форм. Функция взрослых в этом процессе состоит в ознакомлении его с игрушкой и способом ее использования для получения результата.

Образные игрушки хоть и становятся предметом внимания детей еще с младенчества, однако полностью раскрывают свою роль уже при взаимодействии с ребенком раннего дошкольного возраста. Особое значение здесь имеет кукла, которая выступает партнером для общения, некоторой эмоциональной разрядкой и защитой от отрицательных переживаний. Взаимодействуя с куклой, малыш наделяет ее мыслями, чувствами и эмоциями. Он может проигрывать разнообразные поведенческие модели и ситуации, а также оценивать их с эмоциональной и нравственной точки зрения, что позволяет развивать моральные ориентиры и формировать нравственные качества.

Малыши от 3-х лет уже могут применять в игре технические игрушки (машины, фотоаппараты, самолеты, наборы для конструирования и т.д.), которые стимулируют развитие технического мышления и побуждают к познавательным вопросам. Важные функции также играют другие типы игрушек: самоделки, орудия труда, спортивно-моторные, театрализованные.

Игрушки необходимы ребенку во всем их разнообразии, ведь они позволяют ему постигать разные стороны жизни, делают его активность осмысленной и помогают выразить свои фантазии, переживания, эмоции. Воспитательная функция взрослых в этом процессе состоит в подборе соотносимых по возрасту игрушек, наблюдении за игрой с целью определения уровня развития малыша и возможных путей его усовершенствования.

Другие матералы рубрики: