Поволжский Образовательный Портал

Реформа педагогического образования становится одной из главных тем обсуждения в Минобрнауки

Опубликовано 16 января 2014

Комментарии к реформе педагогического образования дал замминистра образования и науки РФ Александр Климов в интервью газете «Известия».На вопрос о причине необходимости реформы педагогического образования в России Александр Алексеевич ответил, что в центре внимания находится качество подготовки педагогов, которое должно соответствовать новым государственным стандартам общего и профессионального стандарта педагога. Новый Госстандарт потребовал внести изменения в подготовку педагогов. Причиной всех изменений в сфере образования, как известно, стал новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года.

Экономическим толчком к изменению принципов в подготовке педагогов стал президентский указ в 2012 году, который задал системный подход к повышению зарплат педагогических работников на всех уровнях системы образования. Привлекательность профессии стала расти, причем расти настолько быстро, что с 2013 года количество молодых преподавателей возросло, а средний балл по результатам ЕГЭ поступающих на педагогические отделения вырос на 7%. Это говорит о качественном изменении подхода к подготовке учителей. Комплекс принятых мер в конце концов позволит избавить профессию преподавателя от случайных людей и резко снизить количество абитуриентов, которые вообще не собираются после окончания педвуза работать по специальности.

Министерству по итогам послания президента Федеральному собранию было поручено разработать и утвердить комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников системы общего образования.

Отвечая на вопрос о том, какие изменения ждут будущих педагогов, замминистра отметил расширение практической подготовки студентов педвузов. А это, заметил Климов, влечет за собой организацию базовых кафедр, что позволит вузам вести образовательную деятельность непосредственно в школах. Далее предусматривается сетевой формат реализации образовательных программ. Это позволит выстраивать индивидуальные траектории студентов, принимая во внимание их интересы и будущее трудоустройство.

Будущий педагог, как правило, обучается на бюджетном отделении, поэтому здесь будет применяться подход целевого обучения. Правительством уже принято соответствующее постановление, определяющее отношения студента и будущего работодателя. Теперь работодатель имеет возможность заключить договор со студентом на предоставление соцподдержки, которая может включать и плату за обучение, и дополнительную стипендию, и любые пункты, которые стороны договорятся включить в документ. Невыполнение договора любой стороной влечет за собой выплату солидного штрафа.

Еще один немаловажный вопрос , как заметил Александр Климов, – возможность для студента перейти с программ различного профиля на программы педагогического образования. Необходимо учесть ситуацию, когда студент понимает, что желает посвятить себя школе, в процессе обучения в вузе. Таким студентам обязательно нужно дать возможность менять траекторию обучения.

Повысить уровень квалификации действующих педагогов позволят новые магистерские программы. Они же позволят войти в профессию учителя и тем, кто не имел педагогического образования, но захотел связать себя со школой.

Александр Климов сообщил, что разработка и пилотное тестирование новых программ задействует 25 вузов, при чем к конкурсу приглашаются не только педвузы, но и любые другие университеты. Полученные же результаты дадут возможность распространить опыт этого проекта на всю систему образования.

Не смотря на сокращение педагогических вузов, интерес к профессии педагога не падает. Подготовка студентов по педагогическим программам идет во множестве вузов, которые себя педагогическими не называют, и идет вполне успешно.  Высокие показатели научной и образовательной деятельности позволяют конкурировать за средства бюджетов различных уровней в виде грантов и контрольных цифр приема. Поэтому вузам выгодно развивать педагогические программы.

И еще один немаловажный аспект реформы образования как обычного, так и педагогического, – формирование индивидуальных образовательных траекторий. Для крупных университетов данный подход позволяет привлекать желающих выбирать различные образовательные модули, формируя таким образом собственную индивидуальную программу обучения. Поэтому наличие не узкоспециализированных вузов, которые могут готовить педагогов различных профилей наряду со специалистами других сфер, – еще один плюс реформе педагогического образования.

Профессиональный стандарт педагога, который проходит сейчас стадию обсуждения, призван, по мнению авторов, повысить престиж профессии учителя. В то же время, стандарт накладывает на преподавателя большие  требования, как то знание на хорошем уровне хотя бы одного иностранного языка,  умение работать на компьютере, на уровне достаточном, чтобы создать собственный сайт преподавателя, вести дистанционные занятия с учениками и студентами. Авторы данной инициативы отмечают, что подобный подход через несколько лет позволит не только улучшить уровень подготовки детей в школах, но и сделать уважаемой и высокооплачиваемой профессию педагога.

Другие матералы рубрики: