Поволжский Образовательный Портал

Российское образование и турникет. Что у них общего?

Опубликовано 13 мая 2014

«Образование нынче напоминает турникет» - именно таково мнение кандидата педагогических наук М. Калужской (Екатеринбург). Все, наверное, помнят турникеты – эти ужасные устройства, которые устанавливали на выходе в метро. С их помощью «ловили» недобросовестных пассажиров. И хотя сейчас уже они полностью заменены более гуманными устройствами, осадок все равно остался.

Как это связано с образованием? Да напрямую! Стоит присмотреться к государственной аттестации и вам сразу придет на ум образ того самого турникета, который хватает в самый неожиданный момент. Например, при обнаружении мобильника, общении с соседом или просто ошибочно указанной кодировке – школьников вычисляют как настоящих нарушителей закона.  

При таком положении вещей естественно возникает справедливое возмущение со стороны народа. В ответ устанавливаются очередные железные «шторки» и пишутся красивые отчеты, подтверждающие их эффективное использование. Вы заметили, сколько раз в году дети пишут тесты и репетируют ЕГЭ? Раз 5 это точно, и все это время могло бы отводиться на учебные программы, различные мероприятия и т.д.

Для организации такой репетиции перекрывается добрая половина помещений школы, а это означает, что сразу несколько классов/параллелей не смогут в этот день учиться! Для проверки результатов лучшие учителя тратят 2-3 дня на работу в комиссиях. А потом наблюдается (причем практически у всех), «выпадение» каких-то листиков, «перепутывание» данных, завышение порога и т.д.

А теперь представьте себя на месте 11-классника, который репетирует ЕГЭ и не проходит того самого заветного порога. Вся семья вместе с ним испытывает шок и не знает, что делать дальше, потому, что готовился ребенок экзамену, учил. Но вот ведь как! Это значит, что повторение вполне возможно и такой желаемый ВУЗ просто останется недоступной мечтой, зато армия станет настоящей реальностью.

 Глядя на это, хочется спросить, откуда у нас такое глобальное недоверие к людям? Что является более важным – чтобы школьник не списал ничего или, чтобы он себя нормально чувствовал на экзамене? Учителя должны быть субъективными или индивидуально относиться к проблемам учеников?  Вузы должны закрывать свои двери перед всеми непрошедшими или дать возможность студентам доказать свои способности?

Конечно, этот вопрос нельзя назвать простым, т.к. сейчас мы не обладаем ни специалистами, ни инструментами для проверок. А общество резкому переходу вряд ли будет радоваться. Именно поэтому люди будут стараться обойти опасность в виде таких турникетов или же воспользоваться универсальным проездным!

Другие матералы рубрики: