Фальков: вопросы перехода на новую модель высшего образования в ЮФО
Опубликовано 23 июля 2025Валерий Фальков обсудил с ректорским корпусом Южного федерального округа вопросы перехода на новую модель высшего образования. На мероприятии, которое прошло на федеральной территории «Сириус», собрались ректоры и проректоры университетов ЮФО разной ведомственной принадлежности, а также частных вузов. В нем приняла участие руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева.
Глава Минобрнауки России отметил, что предпосылки к переходу на новую модель высшего образования формировались давно. В Послании Федеральному собранию 2023 года Президент Владимир Путин обозначил, что в системе высшего образования назрели существенные изменения. Они обусловлены тем, что появились новые требования к специалистам со стороны работодателей. Запрос существует и со стороны общества. Согласно данным опроса ВЦИОМ, 73% родителей поддерживают изменения в системе высшего образования в России. Основные ожидания от преобразований связаны с повышением качества подготовки специалистов и упрощением их трудоустройства.
Переход к новой модели должен быть плавным и продуманным до мелочей. По словам Министра, целеполагание происходящих изменений должно быть одинаково понятно на всех уровнях.
«Сегодня в системе высшего образования работает 348 тысяч человек. И качество изменений зависит от того, как доцент кафедры, старший преподаватель и профессор, а нередко и лаборант кафедры трактует, что из себя новая модель представляет», – сказал он.
При этом работа по совершенствованию системы ведется все последние годы, подчеркнул глава Минобрнауки. С 2022 года работает «Платформа университетского технологического предпринимательства», создается сеть современных университетских кампусов, до 2030 года продлены флагманские программы Минобрнауки «Передовые инженерные школы» и «Приоритет». В пилотном режиме реализуется ряд новых проектов, в том числе по совершенствованию системы оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин.
«Это постепенное изменение образа нашей системы высшего образования. Все эти проекты так или иначе между собой взаимосвязаны, и они в конечном итоге позволят нам сформировать новый образ результата», – заключил Валерий Фальков.