Поволжский Образовательный Портал

Большинство выпускников еще не определились с выбором профессии

Опубликовано 26 июня 2018

выборС выбором будущей профессии определилось только 31% подростков в возрасте 14-17 лет. Такие данные получены по итогам опроса, проведенного аналитическим центром НАФИ. При этом около 54% выпускников текущего года и ближайших лет думают о нескольких вариантах профессионального развития. Еще 15% респондентов со своим выбором еще не определилось.

На вопрос о роли школы в выборе профессии около 53% выпускников заявили, что она незначительна. Затруднились ответить на вопрос 23% опрошенных школьников, которые уже сделали свой выбор.

По мнению Людмилы Спиридоновой, руководителя направления HR-исследований НАФИ, причин сложившейся ситуации есть несколько. В частности, школам не хватает квалифицированных специалистов по профориентации. Кроме того, отсутствует и целостная система сопровождения профессионального самоопределения детей.

О том, что школа помогла им с выбором дальнейшего направления обучения, заявило 24% определившихся выпускников. Большую роль в этом сыграли углубленные занятия по тем или иным дисциплинам - об этом заявило 47% респондентов, встречи с представителями профессий - 30%, факультативы и кружки - 30% Полезными также были экскурсии на предприятиях - 21% опрошенных, рекомендации психологов - 25%, и выступления в школах представителей университетов - 23%.

Отметим, что в исследовании НАФИ приняло участие восемь федеральных округов.

Виктория Пятница, член НП «Эксперты рынка труда», считает, что на самом деле школа помогает выпускникам в выборе профессии даже меньше, чем демонстрируют итоги исследования. Даже те, кто уже определился с выбором дальнейшего направления обучения, могут после выпуска работать не по специальности. Весомой проблемой эксперт называет несовершенство законодательной базы в сфере профориентации. К примеру, законодательство не позволяет работодателям брать на стажировку или практику школьников.

Светлана Решетникова, представитель департамента развития новых форм образования АСИ, заметила, что представление о разных профессиях в советское время школьники получали на занятиях. Однако с этого времени на рынке труда появилось множество новых профессий, которые на уроках не освещаются. По мнению Решетниковой, современная школа не имеет системной профориентации. Отдельные учебные заведения реализуют эту задачу в рамках допобразования, однако это нужно делать и в рамках основной программы, уверена она. Государство может решить эту проблему, подчеркнула эксперт, если предоставить возможность всем школьникам проходить тестирование на профориентацию.

Кроме того, можно интегрировать в школьную программу информацию о разных профессиях, предложила Решетникова.

Другие матералы рубрики: