Поволжский Образовательный Портал

За пройденные онлайн-курсы можно будет получить зачет в российских вузах

Опубликовано 03 февраля 2015

Министерство образования и науки РФ сегодня направило усилия на развитие дистанционного образования в России. Так, ведомство предлагает вузам засчитывать студентам результаты пройденных открытых онлайн курсов (имеются в виду те, которые действуют на платформах EDX, Coursera, Udacity и др.) и предметов, дистанционно изученных в других вузах.

По словам Алексея Попова, главы отдела допобразования Института сферы обслуживания и предпринимательства ДГТУ и руководителя этого проекта, первоочередными задачами в этом направлении являются разработка системы расчета стоимости программ образования для вузов, а также единой системы перезачета предметов. По мнению представителей Министерства образования, данная инициатива позволит вовлечь в процесс обучения больше людей, а студенты смогут совмещать учебу с работой. Однако некоторых эксперты опасаются, что дистанционное обучение в России не приживется, как ранее и в Европе.

Алексей Попов считает, что в рамках реализации этой инициативы нужно расширить полномочия вузов относительно возможности проведения онлайн-обучения. Таким образом, считает он, студенты смогут проходить конкретные курсы в разных вузах. Глава проекта отметил, что сегодня не существует практического механизма зачета студенту дисциплины, которую он изучил в другом вузе, хотя формально такая возможность существует. В то же время, в разработанном отчете предлагается сформировать общие рекомендации по осуществлению этой процедуры.

Кроме того, возникают вопросы и относительно проведения взаиморасчетов между университетами в случае виртуальной мобильности студентов, обучающихся за счет госбюджета. Поэтому Попов указывает на необходимость создания механизма расчета стоимости каждого модуля образовательной программы, а также механизма взаиморасчетов между вузами без конкурсных мероприятий. Также он считает, что вузы должны получить право самостоятельно определять номенклатуру, способ доступа и состав онлайн-курсов. При этом они смогут использовать открытые ресурсы посторонних разработчиков, к примеру, OpenupEd, Coursera, EDX и др.

Для осуществления этой инициативы руководитель проекта предлагает, прежде всего, изменить нормативную базу Рособрнадзора по лицензированию и аккредитации высших учебных заведений. Так, в этих документах содержаться требования относительно площадей учебных и спортивных помещений, которым организации, проводящие онлайн-обучение, не смогут соответствовать.

Минобрнауки ранее приняло решение о создании Совета по открытому онлайн-образованию, в состав которого вошли ректоры ведущих вузов страны. На первом заседании этого совета участники согласились с тем, что при соблюдении высоких требований к качеству и процедурам оценивания результатов онлайн-обучения, такие курсы смогут заменить значительную часть образовательных программ.

Другие матералы рубрики: