Поволжский Образовательный Портал

Звуковое оборудование для театров и театральных студий

Опубликовано 28 октября 2021

Почему даже при обучении актерскому мастерству в театре или театральной студии необходимо применять профессиональное оборудование для полного погружения в сценический образ? Если же речь вести уже непосредственно о выступлении, то его наличие обязательно.

Звук в театре

театрТеатр – это очень сложный механизм, и многое зависит от людей - от главного режиссера, актеров, художников-декораторов, художников по свету, технического персонала. Всей душой они хотят, чтобы зритель получил максимальное удовольствие от посещения театра. Зрители приходят в театр преимущественно смотреть, но не всегда учитывается, что еще и слушать. Хотя исследования показали, что доля звука в общем восприятии информации человеком составляет больше 50%, а в театрах, в особенности музыкальных — и того больше — все 100%.

И нельзя допустить в театре, чтобы проблемы со звуком превратили драму в фарс или комедию в трагедию.

Правильная система звукоусиления и ее грамотная настройка не только обеспечивает комфортное восприятие звука для зрителей, но и позволяет преодолеть естественные акустические проблемы того или иного зала. А правильный выбор и размещение микрофона в театральных постановках может значительно улучшить восприятие звука и усилить эмоции. Бытует мнение в театральных кругах, что усиление речи актеров в театре не нужно — обходились же без микрофонов во времена Шекспира. Да. В акустически прекрасных местах сделать это довольно просто. Но современные театральные залы архитектурно устроены таким образом, что актера не то чтобы не слышно на галерке — его плохо слышно в партере.

По этим причинам, в современных театрах микрофоны и системы звукоусиления стали абсолютно необходимыми.

И все начинается с микрофона. Выбор подходящего микрофона для любого конкретного приложения может быть основан на нескольких факторах: цена, качество и, особенно в театре, физический размер и цвет. В театрах обычно применяют миниатюрные беспроводные микрофоны-петлички, иногда их прячут в одежде, иногда закладывают в прическу актера, иногда маскируют в процессе гримирования. В сложных, ответственных шоу, особенно в мюзиклах, микрофонов обычно два, один – дублирующий, на случай выхода из строя первого.

Опираясь на десятилетия разработки микрофонов и беспроводных систем, компания Shure разработала набор продуктов, предназначенных для удовлетворения любых театральных требований.

TwinPlex выходит на сцену

Компания Shure широко известна своими уникальными микрофонами и удивительными цифровыми беспроводными системами, но она мало уделяла внимания рынку премиальных петличных и головных микрофонов. Компания, при создании новой серии премиального миниатюрного микрофона, сосредоточилась на трех целях: качество звука, долговечность кабеля и защита от пота. Одной из самых больших проблем при создании микрофона премиум класса был размер микрофона.

Результатом многих месяцев работы стал сверхминиатюрный всенаправленный петличный микрофон TwinPlex. Он разработан для профессионального применения в театре, кино, телевидении и для корпоративных мероприятий. Серия TwinPlex включает в себя самый широкий на сегодняшний день выбор аксессуаров и разъемов. Миниатюрные размеры позволяют размещать микрофон намного ближе ко рту актера, чем другие типы микрофонов, что увеличивает усиление перед обратной связью. Таким образом, «петлички» позволяют свести к минимуму улавливание шума помещения, вибраций сцены и других нежелательных звуков. Их также легче спрятать. При использовании с беспроводными системами они предоставляют исполнителям практически неограниченную мобильность. Это правда, что использование однонаправленных микрофонов является одним из общих правил минимизации обратной связи из-за их отклонения внеосевых звуков, но тем не менее всенаправленный микрофон в этих приложениях все еще очень эффективен из-за улучшенной близости ко рту исполнителя. Всенаправленные микрофоны TwinPlex не проявляют эффекта близости, что снижает потребность в срезании низкочастотной характеристики. Еще одно преимущество всенаправленных микрофонов заключается в том, что частотная характеристика микрофона остается постоянной, даже если источник звука находится вне оси или если микрофон находится в необычном положении. Это важный атрибут, учитывая, что техника использования микрофона в театральных постановках предполагает творческое размещение микрофона на исполнителе. Гардероб может не допускать обычного расположения петлицы на груди. Часто петлицы могут быть спрятаны в костюме исполнителя, прикреплены к парику или линии роста волос.

Микрофон является первым звеном в звуковой цепи системы в театре и, следовательно, имеет решающее значение для общих характеристик звуковой системы. Неправильный выбор микрофонов может помешать остальной части системы работать в полную силу. Мы выбрали микрофон с «правильным звуком». Далее звук из микрофона попадает в систему звукоусиления.

Система звукоусиления является инструментом создания акустической картины, задуманной режиссером-постановщиком, а главная задача специалистов-акустиков — качественно донести ее до всех зрителей, на каких бы местах зала они ни находились.

театр

Иммерсивный звук

Стандартная звуковая система для театра предполагает расположение акустики слева и справа от сцены. Но ведь слышимый музыкальный фрагмент или голос артиста зависит и от того, где находится сам слушатель. И, если мы сидим в театре не по центру партера, а слева, а артист будет стоять и говорить в правой части сцены, то и слышать мы его будем слева. Нет привязки – видим мы одно, а слышим другое…

Решение задачи — применение в театре современной технологии d&b Soundscape для создания звука с эффектом погружения (или иммерсивного звука), которая позволяет, вне зависимости от фактического расположения зрителя в зале, слышать ему то, что он видит (и наоборот).

d&b Soundscape — акустическая среда, которая глубже переживается слушателем в театре, в ней люди «чувствуют» выступления или представления, реальные или абстрактные. Это новое измерение в системном подходе, соединяющее звуковое и визуальное восприятие. Реализация может отражать действительность - например, звук гитары будет исходить именно от гитары на сцене, или соответствовать некоему креативному замыслу - например, закружить звуковые эффекты вокруг аудитории.

Революционная технология d&b Soundscape, включает в себя три компонента: блок обработки сигналов DS100 (с сетевым аудио интерфейсом Dante и матрицей входов-выходов 64 x 64), и два программных модуля.

Первый из них называется En-Scene («на сцене»), это инструмент для персонального расположения более 64 источников аудио в виртуальном звуковом поле.

Второй называется En-Space («в пространстве») и позволяет имитировать (добавлять и настраивать) реверберацию в любом помещении с любыми типами покрытий по любым заданным пространственным параметрам.

Революционная технология d&b Soundscape открывает перед звукоинженерами практически безграничный простор для творчества в театре, позволяя пользователям достигать ранее невозможных результатов в своих проектах. 3D-звук дает дополнительные возможности, с которыми артисты и режиссеры могут экспериментировать, чтобы создать новые формы эмоциональной связи со зрителями.

Выбор – это всегда сложно. Несколько советов:

  • При создании акустической системы для театра нужно всегда делать грамотный акустический проект с учетом конкретных задач и особенностей театральной сцены.
  • Создание некой универсальной звуковой системы зачастую оказывается чем-то довольно сложным, дорогостоящим и не всегда имеющим смысл.
  • Всегда концентрируйтесь на главной задаче театрального зала - например, как правило, разборчивость звука важнее громкости в театрах.
  • Как можно раньше пригласите для консультации специалистов из сферы профессионального звука. Идеально, если это произойдет на ранней стадии проработки проекта.

По всем вопросам можно обращаться в отдел комплексных решений и интеграции компании Лайтек. Даже если новые задачи театра вышли за стандартные рамки возможностей, то компания подберет, разработает и реализует индивидуальный проект «под ключ».

Другие матералы рубрики: