Поволжский Образовательный Портал

Откуда берутся "волшебники-недоучки"

Опубликовано 11 марта 2005

Количество студентов в мире растет стремительно - с 13 миллионов в 60-е годы XX столетия до современных 82 миллионов. А в XXI веке прогнозируется увеличение до 140 миллионов человек. И Россия не исключение. За последние 10-12 лет у нас учащихся высшей школы стало в 2, 5 раза больше, и 88 процентов молодых родителей надеются, что их дети получат университетские дипломы. Россия присоединилась к Болонскому процессу, вводятся двухуровневая система образования, единый госэкзамен, государственные именные финансовые обязательства. А как насчет опыта других стран?

Великобритания. Сдав экзамены по окончании 12-летней школы, выпускник получает сертификат о среднем образовании. Можно идти работать, а вот чтобы поступить в вуз, надо сначала одолеть двухгодичный курс довузовской подготовки или год проучиться в "предуниверсарии" при вузе. Свидетельство о его окончании получают после сдачи национального экзамена. Дальше за три года можно получить диплом бакалавра. Итого - минимум 16-17 лет обучения.
Германия. 13-летнее среднее образование с разделением после А-5-го класса на способных в будущем учиться в университете и не способных. Способные попадают в гимназию, где последние два-три года готовятся к поступлению в вузы. Без этого диплома в вуз не запишешься даже на один семестр. Вступительных экзаменов нет.

Франция. Десятилетнее обязательное образование заканчивается получением диплома коллежа в 16 лет. Около 85 процентов выпускников коллежа для завершения среднего образования поступают в трехлетний академический лицей, по окончании которого выдается диплом бакалавра. Или в двухлетний профессиональный лицей, где на финише человека ждет аттестат. Только диплом бакалавра дает право на поступление в вуз. Так же, как и в Германии, престижные и элитарные университеты Франции требуют сдачи дополнительного экзамена, для чего необходима специальная подготовка в течение одного-двух лет.

США. 12-летнее среднее образование. Еще учась в последнем классе, школьник шлет заявку в разные университеты - рассказывает о себе, посылает документы, подтверждающие его успехи. Просит, если подходит им, прислать ему за деньги комплект форм, которые он будет заполнять.

В пакете с окончательной заявкой выпускник школы прикладывает документ об окончании учебы, на двух страницах автобиографии сообщает сведения о себе, подтверждая их рекомендательными письмами из школы или от авторитетных людей. Иногда абитуриент пишет эссе на вольную тему. Непременно присылается финансовая декларация и квитанция об уплате регистрационного сбора. Документы, полученные от абитуриента, тут же вкладывают в конверты и передают на анонимное рассмотрение. Каждый преподаватель вуза выставляет свою оценку. Машина обрабатывает весь список, допуская к собеседованию примерно 150 признанных экспертами лучшими из тысячи.

Китай. В более чем тысяче вузов КНР обучаются примерно 3 миллиона студентов. Срок обучения - 4-5 лет. Образование платное, цену за обучение устанавливает государство. Оно же сильно поддерживает вузы. Конкурсы растут, достигая в наиболее престижных университетах 200-300 человек на место. Вузы иерархически разделены. Абитуриент может быть допущен к вступительным испытаниям лишь в вузы определенных категорий - в зависимости от количества баллов, набранных на выпускном школьном экзамене, который проводится единовременно по всей стране.

Юрий Похолков, президент Ассоциации инженерного образования России: - Если проанализировать общие тенденции организации поступления в вузы развитых стран, видно, что в большинстве государств этот процесс базируется на сдаче общенационального экзамена типа нашего единого госэкзамена. Плюс существует переходная фаза от школы до высшего учебного заведения. У нас тоже целесообразно после десятилетней школы добавить, допустим, двухлетнюю ступень подготовки в вуз для тех, кто способен и намерен дальше обучаться. Необходимость качественной подготовки специалиста с высшим образованием диктует введение дополнительных вузовских испытаний. В мире признано, что университет высокого уровня сам участвует в отборе абитуриентов для своих специальностей. Скажем, архитектурный вуз проверяет способность к рисунку. А разве поступающим в инженерный вуз талантов не требуется? Тут ведь нужны люди, способные не столько заучивать алгоритмы, сколько самостоятельно принимать технические решения. Так что для отбора одаренных ребят нужна срочная законодательная поддержка развития творческих конкурсов и предметных олимпиад.

Надо смелее вводить ЕГЭ, активнее входить в Болонский процесс. Хотя многие ректоры считают, что для России это вхождение - беда. Мол, не нужны нам бакалавры, а нужны специалисты. Но США, Япония, Канада, Новая Зеландия, Австралия выпускают бакалавров, они - основа их сильного инженерного корпуса. Почему же у нас выходят недоучки? Мы сравнивали программы бакалаврской подготовки в России и в Штатах. И увидели, что их курсы более насыщены специальными дисциплинами, а наши программы - фундаментальными. Почему? В Штатах, в Германии, во Франции и в Англии до университета учатся от 12 до 15 лет и еще до подхода к студенческой аудитории приступают к освоению фундаментальных дисциплин. А мы тратим на это время в вузе. Стоит ли?

Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке: - В мире есть много стран, где применяется система единого госэкзамена, общенационального тестирования. У нас хотят ввести государственные именные финансовые обязательства - ГИФО, свидетельство о результатах единого госэкзамена, сданного гражданином. Чем выше оценки по ЕГЭ, тем "дороже" категория ГИФО, тем больше денег вуз получит из бюджета на обучение студента. Но образовательные ваучеры не используются ни в США, ни в Германии, ни в Великобритании, ни во Франции, ни в Южной Корее, ни в большинстве других индустриально развитых стран. Аналогов нет, и это не случайно: с помощью элитных школ, репетиторов, связей и взяток семьи с более высокими доходами, несомненно, смогут в среднем обеспечить более высокие результаты ЕГЭ для своих детей. Как показал эксперимент, относительный уровень льгот, предусмотренный законодательством для детей-сирот, детей инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов и участников боевых действий и других категорий граждан, при введении единого госэкзамена заметно снижается. В итоге бесплатно будут учиться, как правило, именно дети из семей с высокими доходами. Кстати, в эксперименте и в предшествующей итерации ГИФО был, как минимум, один плюс: она предполагала, что бюджет будет оплачивать обучение не менее половины всех студентов, получивших образовательные ваучеры. В новом правительственном документе этого важного положения обнаружить не удалось.

В прошлом году Правительство одобрило очередной документ, призванный определить стратегию образовательной политики и названный "О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ". Документ предполагает переход нашей системы образования на двухступенчатую структуру. Возможность такой структуры - "бакалавр-специалист" или "бакалавр-магистр" - и сейчас предусмотрена Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а ее необходимость - Болонским процессом, к которому присоединилась Россия. То, что предложенный Правительством документ допускает сохранение так называемого специалитета, то есть возможности подготовки, наряду с бакалаврами и магистрами, также и специалистов в соответствии с традициями отечественной системы образования -большой плюс. Но и в данном случае минус многократно перевешивает плюс. "Приоритетными направлениями" предполагается конкурсный отбор при переводе с первой ступени высшего образования на вторую. Более в одном из законопроектов были обозначены и примерные пропорции: количество учебных мест для специалистов должно составить не более 40 процентов, а магистров - не более 30 процентов от выпуска бакалавров. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Как при этом можно говорить о заявленном правительством приоритете - непрерывности образования, если даже ступени одного уровня профобразования предполагается разорвать?

При опросе молодежи выясняется, что при поступлении только на знания будут опираться 38 процентов абитуриентов, на знания плюс деньги или связи - больше 50 процентов, 10 процентов считают, что поступят благодаря связям и деньгам вне зависимости от уровня своих знаний. 

Ольга Зенькович .

Другие матералы рубрики: