Поволжский Образовательный Портал

Реформа образования и метание яиц в Красноярске

Опубликовано 23 марта 2005

Нет, все-таки мы плохо воспитываем и учим свою молодежь. Милый интеллигентный министр образования и науки приехал в Красноярский университет разъяснять политическую линию в области образования, а вместо благодарности человеку испортили единственный костюм. Согласитесь, прежде чем организовывать такую серьезную акцию яйцеметания, необходимо было все тщательно взвесить и тогда, на трезвую голову, понять, что федеральный чиновник, пусть даже высокого ранга, абсолютно не та мишень. Инфантилы эти студенты, да и только.

Инфантилизм, как известно, - это такое заболевание, при котором паспортный возраст человека не соответствует его интеллектуальной и психической зрелости. В педагогической деятельности мы встречаемся с этим диагнозом достаточно часто. В этом психологическом контексте следует разобраться не только и не столько с неразумными студентами (что с них взять), но и со взрослыми мальчиками. В августе прошлого года депутаты Госдумы в обстановке повышенной секретности нечаянно приняли целый ряд социальных законов, в числе которых и закон "Об образовании". А когда разрушительные последствия такого законотворчества стали слишком очевидны, они простодушно и искренне заявили (на голубом глазу): это не мы, виноваты плохие исполнители хороших законов. Тем самым четко и недвусмысленно указав пострадавшим мишени для акций, подобных той, что произошла недавно в Красноярске.

Но шутки в сторону. Любой трезво мыслящий человек, внимательно ознакомившийся с новой редакцией закона "Об образовании", увидит главное: государство уходит из этой сферы, примерно так, как это делает мужчина, решивший наконец бросить свою требующую больших расходов многодетную семью, не оставляя надежды даже на алименты. Как иначе оценивать ситуацию, когда из закона исчезли детские сады и учреждения дополнительного образования? Вся еще не до конца разрушенная сеть профтехучилищ сбрасывается с федерального уровня на содержание регионов с их чахлыми бюджетами. Реформа высшего образования - это отдельная песня без слов Мендельсона, она же - траурный марш. Начало положено: сокращение на сорок три тысячи бюджетных мест в вузах. Снят мораторий на приватизацию образовательных учреждений.

Между тем инфантилизм - наше второе счастье. И заражены им не одни законотворцы. Недавно спрашиваю своего коллегу, руководителя крупного образовательного учреждения:

- Ты вник в суть нового закона, понимаешь, что нас ждет в недалеком будущем?

- Даже не читал и не буду.

- ?

- Не хочу расстраиваться.

Такое вот изобрел новое психотропное оружие: таблетки от танков. Съел - и никаких танков. Крутые яйца, которые начинают учить своих ослепших куриц, - это, к счастью, пока не у нас. А, например, в далекой Грузии, где власти, обманув всего один-единственный медицинский колледж, в связи с внезапно измененными правилами приема в вузы (они там тоже срочно вводят единый экзамен) получили массовые демонстрации на центральной площади столицы.

Нет, правда, инфантилизм - наше спасение. Пока у людей от мала до велика в голове сумбур, пока они принимают абсурд, что в позапрошлом веке именовался сапогами всмятку, власти рискуют немногим. Разве что чуть запачкать мундир, он же пиджак. Только и всего дел?

Евгений Ямбург, доктор педагогических наук.

 
 

Другие матералы рубрики: