Поволжский Образовательный Портал

ЕГЭ не будет связан с деньгами

Опубликовано 11 апреля 2005

В начале этой недели в Санкт-Петербурге министр образования и науки А. Фурсенко обсуждал проблемы развития высшего профессионального образования с ректорами Северо-Западного федерального округа. Результаты встречи прокомментировали ректоры ведущих вузов Петербурга.

Как признался на встрече с ректорами сам министр Фурсенко, у него нет "готовых ответов" на все вопросы, стоящие перед высшим образованием России. Он призвал собравшихся высказывать мнения, в том числе и критические, открыто, так как "чем больше будет разных мнений, тем больше шансов, что мы выйдем на правильную дорогу".

Среди тем, особенно волнующих ректоров Северо-Запада, – налоги на землю, заработная плата преподавателей, единый госэкзамен (ЕГЭ).

Министр заверил ректоров, что заработная плата преподавателей в течение двух лет вырастет в два раза, и что ЕГЭ не будет выступать в качестве единственной формы: необходимы дополнительные варианты, например творческие олимпиады.

"Мы ставили вопрос о том, чтобы не связывать ЕГЭ с ГИФО, – отметил ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев. – Мы выразили свои опасения, что это может подорвать доверие к результатам ЕГЭ: финансовые нарушения вузов, о которых так много говорили в прессе, перенесутся в среднюю школу. Министр наши опасения поддержал и призвал не связывать ЕГЭ с финансовой стороной вопроса."

Другая важная проблема, обсуждавшаяся вчера вечером в С Петербурге – качество высшего профессионального образования. Речь шла о том, что многие филиалы и частные вузы не обеспечивают качества образования. Чтобы не было "липовых" лицензий и "липовых" дипломов, собравшиеся говорили о необходимости усиления контрольных функций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

"Тут мы не без греха и сами, – признается за Северо-Западный Федеральный округ Владимир Васильев. --

У центральных, известных вузов тоже много филиалов, а качество образования в них падает, оно заведомо ниже, чем в основном, базовом вузе.Вот и получается инфляция ценности образования."

Не менее важная задача повышения общего уровня высшего образования – финансовое обеспечение студентов. "В Питере 40% студентов – иногородние, да и большинство остальных – из небогатых семей, – рассказывает Владимир Васильев. --

Поэтому, чтобы они могли нормально питаться, должны быть предусмотрены возвратные субсидии. Беспроцентные. И эта система должна быть подключена возможно быстрее.

Чтобы молодежь могла заниматься учебой и наукой, а не поиском пропитания. Министр эту идею поддерживает и считает, что внедрять ее нужно как можно быстрее. В крупных городах студентам тяжело. Только с введением такой поддержки мы получим равнодоступность, ради которой создан ЕГЭ. Студенту нужно жить и учиться нормально, а для этого нужно финансовое обеспечение."

"С министром у нас общие интересы – чтобы российское образование становилось лучше, качественнее, – подытожила ректор СПбГУ Людмила Вербицкая. – Я считаю, что нам надо перестать говорить о том, что наше высшее образование лучшее в мире.

Потому что если его сохранять в застывшей форме, ничего не менять, то оно лучшим не будет. Сейчас на высоком уровне дают высшее образование только часть государственных и очень небольшая часть негосударственных вузов. Большинство же до необходимого уровня недотягивает. Это как в старинной притче – сколько ни говори "халва", во рту слаще не станет. Сколько бы мы ни говорили о том, что наше образование лучшее, оно не будет таким, пока мы не предпримем для этого очень серьезных усилий.

Поэтому для нас очень важно разумно входить в болонский процесс.

Перед нами стоит задача сохранить то лучшее, что у нас есть, однако при этом взять оптимальное из западного опыта. Так, например, у нас прекрасная система кандидатских и докторских степеней. Ее сохранить просто необходимо. Единые модули, единые стандарты, единые системы оценки – это то, что нужно нашему образованию сегодня, то, чего ему не хватает. Мы должны думать о будущем молодежи. То, что делается сегодня в целом ряде заведений, та реформаторская работа – это и есть движение в нужном направлении: нам предстоит очень серьезно перестраивать всю систему".

Поматериаллам сайта gazeta.ru

Другие матералы рубрики: