Поволжский Образовательный Портал

Скоро вступительные экзамены. Кто-то уже знает, куда будет поступать, кто-то пока думает

Опубликовано 03 мая 2005

Скоро вступительные экзамены. Кто-то уже знает, куда будет поступать, кто-то пока думает. О том, какие специальности на сегодняшний день являются самыми перспективными и востребованными, а также о том, в какую сторону двинется вскоре реформирование российского высшего образования, рассказал "Газете.Ru" академик-секретарь отделения профессионального образования Российской академии образования Василий Жураковский.

Василий Максимилианович, насколько осмысленным Вам представляется выбор абитуриентами своей будущей специальности? Люди знают, чего хотят от высшего образования?
- Конечно. И более того, считаю, что до 80%, еще будучи студентами, знают, куда пойдут работать после окончания вуза. А более 50% уже работают.

Знает ли государство, чего оно хочет от своей системы высшего образования? Существуют ли какие-нибудь расчеты, сколько и каких дипломированных специалистов нужно готовить в России?
- Нет, поскольку не существует прогноза развития экономики. Раньше этим ведал Госплан: знали, где и сколько строят, когда и сколько вводят в строй. На этих данных базировались утвержденные планы приема в вузы и планы распределения выпускников. Сегодня наши вузы работают по энерции, готовя специалистов в объемах, фактически установленных Госпланом. А жизнь-то изменилась. Скажем, МАИ продолжает в массовом порядке выпекать авиаконструкторов, а у нас давно перестали делать самолеты.

И выпускники МАИ остаются без работы?
- Нет, конечно. Это прекрасный вуз, а люди, получившие хорошее техническое образование, всегда востребованы. Между прочим, именно они наиболее успешны в цивилизованной части нашего бизнеса. Уж, если на то пошло, гораздо труднее устроиться работать по профилю выпускникам негосударственных вузов, получившим образование по модным сегодня иностранным языкам, экономическим или юридическим специальностям.

Многие вынуждены после вуза работать не по специальности?
- Общей статистики и здесь не существует, но в целом, думаю, более 50% выпускников вузов все же работают по профилю. Но хочу подчеркнуть: в разных отраслях дела обстоят по-разному, и эти показатели отличаются в разы. Скажем, в педагогике остается лишь 25% выпускников педагогических вузов. А в аграрной сфере - еще меньше. Что же касается инженерных специальностей, то здесь ситуация разнится еще и от вуза к вузу. Есть, между прочим, вузы, которые трудоустраивают до 100% своих выпускников. Естественно, по специальности. Например, Орловский технический институт. Или Менделеевка, которая ежегодно устраивает ярмарки своих выпускников. Они также запродают работодателям практически всех. Работают по специальности до 100% выпускников "нефтяных" вузов, того же Тюменского университета нефти и газа. Или взять специалистов по IT. Практически все они также работают по специальности. Правда, места работы у них могут быть разные - от научных институтов до банков или турбюро. Компьютеры-то теперь всюду.

Значит, на компьютерщика учиться выгодно - всегда трудоустроишься? Какие еще профессии Вы считаете перспективными? Куда посоветуете поступать?
- Да, спрос на IT-специалистов непреходящ и будет только возрастать. Перспективны и некоторые, хочу еще раз подчеркнуть - некоторые – экономические специальности. Например, маркетологи или специалисты по рекламе, которых у нас до сих пор недопроизводство. А вот из инженерных специальностей будут гарантированно востребованы только специалисты с элитной подготовкой. Ну, скажем, какие-нибудь металлофизики. Они всегда найдут хорошую работу, не здесь, так за рубежом. Очень перспективны специалисты в области связи, электронщики. А вот на рядовых инженеров-проектировщиков спроса нет.

В последнее время перспективным направлением стал аграрный сектор. Правда, я имею в виду только пищевую и перерабатывающую промышленность, которые переживают сейчас подъем. У специалистов по этим направлениям есть возможность не только без проблем трудоустроиться, но и получить интересную работу, ведь это - самые динамично развивающиеся отрасли, в которых сегодня и не пахнет застоем.

А в науке какие направления сейчас самые перспективные?
- Биотехнологии. Энергетика в самом широком смысле слова, включая атомную. Физика. Да везде можно выбиться. Только в науке сейчас зарплаты очень низкие. И потому сюда идут либо те, кто не могут не заниматься наукой, либо те, кто уж совсем, что называется, без претензий.

Как-то не прозвучали в Вашем перечне перспективных специальностей юристы. И экономистов Вы упомянули с оговорками…
- Да, Вы знаете, как оказалось, сейчас и тем и другим бывает сложно найти работу – слишком много их наготовили. Имею в виду, прежде всего, такие юридические специальности, как адвокат, нотариус, юрисконсульт. Да и штаты экономистов на предприятиях сейчас тоже укомплектованы полностью. Оговорюсь, правда, что имею в виду лишь молодых специалистов, только-только получивших дипломы. Если есть стаж работы по профилю не менее трех лет, найти работу представителям этих специальностей гораздо проще.

Значит, одной из проблем молодых специалистов является отсутствие стажа. И чтобы его заработать, надо начать работать. А какие еще проблемы стоят перед теми, что решил строить себе карьеру?
- Главная – это низкие зарплаты. Ведь сами же говорим, что нынешняя молодежь должна быть прагматичной. А прагматизм плохо сочетается с мизерной оплатой труда. Скажем, молодой специалист в промышленности приходит на 3-5 тыс. руб. А в академических учреждениях - еще в 2-3 раза ниже. Вот у меня, академика-секретаря Академии оклад 3,1 тыс. руб. Со всеми доплатами набегает аж целых 6 тыс. руб. В госструктурах ставки молодых специалистов тоже невелики – 3-4 тыс. руб. В частных фирмах, конечно, повыше, можно устроиться на $ 500.

А на что смотрят работодатели, отбирая себе сотрудников из числа молодых специалистов?
- Имеет значение, какой вуз закончил претендент, знает ли он иностранный язык (а лучше два), а также его умение работать на компьютере.

Как лучше искать работу? Что посоветуете?
- Во-первых, есть многочисленные фирмы, специализирующиеся на создании подобных баз данных. Но дело даже не в них. Сегодня практически в каждом вузе есть свои подразделения по трудоустройству. Они связаны с предприятиями своей сферы, и зачастую имеют с ними договоры на целевую подготовку студентов с последующим трудоустройством. Сейчас всерьез заговорили о замене бюджетного финансирования на возвратные государственные субсидии на образование. И начнут со специалистов для бюджетной сферы – врачей, учителей. Государство даст им взаймы на образование, по завершении которого затраченные средства надо будет либо отработать, либо вернуть. Кстати, сколько и где требуется врачей и учителей, в Минздраве или в департаментах образования как раз хорошо известно.

Что еще изменится в нашем высшем образовании в ближайшем будущем?
- Перейдем вскоре и к двухуровневой системе высшего образования. Правда, помимо бакалавра и магистра сохранится и непрерывное 5-6-летнее образование с присвоением квалификации "дипломированный специалист". Будет всячески поощряться и развитие системы непрерывного образования. В частности, вскоре будет узаконено право получать корпоративное образование в необразовательных учреждениях. Например, в различных компаниях.

Сократится количество направлений подготовки специалистов на уровне бакалавров. В министерстве образования говорят о том, что их останется 40-50, но реально, я думаю, их будет около 80-100 (сейчас около 650). Сейчас мы выпускаем слишком узких специалистов. Скажем, у транспортников конструктор, эксплуатационник, ремонтник - все отдельные специальности, хотя суть-то одна. А должно быть по-другому. Возьмем, например, специальность машиностроение: 50% подготовки будет общий научный базис, а остальное, так сказать, специализация – за счет различных образовательных программ. И работодатель, кстати, по их перечню сразу поймет, чему учили выпускника.

В любом случае, преуспеют самые активные и нацеленные на карьеру. Те, кто как следует учатся, занимаются дополнительно, работают. Время "кое-какеров" проходит.

По материаллам сайта gazeta.ru

Другие матералы рубрики: