Поволжский Образовательный Портал

Чиновники обозначили основные приоритеты модернизации образования 2006--2010 годов

Опубликовано 04 мая 2005

Изменения коснутся всех уровней образования – от дошкольного до послевузовского. Как предполагается, учить и в школе, и в вузе будут меньше, а платить за это придется больше.

Главной бедой российского образования официально объявлена его оторванность от экономики и зацикленность на собственных проблемах. Как подчеркнул, выступая на только что завершившемся Российском образовательном форуме, директор департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Исаак Калина, "реформа образования не востребована экономикой", а лишившись в 90-х годах господдержки, образование и само озабочено лишь собственным выживанием. Этот "диагноз" уже отразился на концепции реформы российского образования.

Как ранее заявляли чиновники, главная задача реформы образования – повышение его качества и доступности. Однако на самом деле центральной идеей модернизации образования в 2006--2010 годах теперь является "вписывание" образовательной системы в экономику государства.

Более того, само "образование становится самостоятельным сектором экономики, в котором будут предоставляться различные образовательные услуги", подчеркнул замминистра образования и науки Андрей Свинаренко.

Ключевая роль в этом плане отводится профессиональному образованию. Недаром три из четырех заявленных приоритетов реформирования так или иначе связаны с ним: создание системы непрерывного профессионального образования; изменение системы и стандартов подготовки специалистов; повышение инвестиционной привлекательности образования. Однако существенные перемены ждут не только профессиональное образование. Четвертым приоритетным направлением развития образования считается реформирование системы общего (среднего) образования, где, как обещают реформаторы, также не обойдется без перемен.

В дальнейшем "Газета.Ru" подробнее расскажет о каждом из этих приоритетов. Пока же можно перечислить основные изменения, которые принесет их реализация. Например, переход к непрерывному профессиональному образованию предполагает возрождение системы повышения квалификации, и в первую очередь – для преподавателей школ и вузов. Значительно расширится возможность получить дополнительное (платное) профессиональное образование, и в том числе в организациях, не являющихся учебными. Соответствующий законопроект уже подготовлен Минобрнауки и внесен в правительство.

Повышение качества профессионального образования подразумевает серьезные изменения как в структуре, так и в стандартах высшего образования России. Прежде всего, российское высшее образование станет двухуровневым. Первый уровень (для проучившихся три-четыре года) будет обеспечен дипломами бакалавра, а второй (для доучившиеся еще два-три года) – магистра. При этом переход с первого уровня на второй будет конкурсным, а обучение на магистра во многих местах – платным. В то же время для ряда специальностей сохранится возможность непрерывного пяти-шестилетнего образования с получением еще одной степени второго уровня – дипломированный специалист. Соответствующий законопроект также находится в правительстве и, как намекнули в Министерстве образования и науки, "нашел там полное понимание".

Одновременно начнется создание сетей общенациональных университетов и системообразующих вузов. Им, судя по всему, и будет дано право готовить специалистов "высшей категории". Остальным останется выпускать бакалавров.

При этом число специальностей для подготовки низшей категории дипломированных специалистов значительно сократится. Для них будут созданы и новые, укрупненные образовательные стандарты. Как разъяснили "Газете.Ru" в Федеральном агентстве по образованию и науке, в отличие от школьных, для утверждения вузовских стандартов специального закона не требуется. Поэтому переход к ним состоится уже "в ближайшее время".

Повышение инвестиционной привлекательности образования будет обеспечиваться разными способами.

Прежде всего, пытаясь завлечь в образование бизнес, государство предоставит ему право слова при определении планов подготовки специалистов.

Министерством образования подготовлен и проходит последние согласования законопроект, допускающий объединения работодателей к участию в подготовке образовательных стандартов и перечней специальностей профессионального образования.

Другим направлением добывания дополнительных средств для образования станет, по словам Андрея Свинаренко, "легализация платного дополнительного образования".

Одновременно с расширением прав школ и вузов на зарабатывание денег повысится и их финансовая ответственность за свои действия. Для этого планируется изменить их организационно-правовые формы, преобразовав их в АУ (автономные учреждения) и ГМАНО (государственные муниципальные автономные некоммерческие организации). При этом различные министерские чины клятвенно обещают, что, "по крайней мере, в ближайшее время речи о приватизации образования не идет".

Однако и без приватизации бюджетному финансированию школ и вузов в его нынешнем, бюджетно-сметном виде предстоит постепенно сократиться, а затем и исчезнуть вовсе. Как считают в Министерстве образования и науки, пришла пора все в большей степени начать дополнять его новыми источниками – системой кредитования образования и целевых государственных субсидий на его получение, а также увеличивать объемы программно-целевого финансирования.

В перспективе, как подчеркивают в Минобрнауке, нынешнюю систему финансирования учебного заведения сменит "подушевое" – по схеме "деньги следуют за учеником".

Тогда-то, как обещают чиновники, и станет наконец возможным повысить учительские зарплаты.

Реформа школьного образования – еще один приоритет. Ему, как считают авторы концепции модернизации, отныне должно предшествовать дошкольное (в значительной степени платное). Что же касается самого общего образования, то оно перейдет на новые образовательные стандарты и станет профильным. Одновременно, как обещают реформаторы, произойдет снижение обязательных недельных нагрузок учащихся. В том числе за счет расширения масштабов обучения по индивидуальным планам. Окончательно решится и форма итоговой аттестации выпускников школ.

Судя по всему, единый государственный экзамен (ЕГЭ) будет признан лишь одной из ее возможных форм.

Все эти новшества будут вводиться до 2010 года. И, как подчеркнул "Газете.Ru" Исаак Калина, "очень постепенно и ничего не форсируя". "Первый шаг – анализ опыта выбранных направлений; второй – систематизация и разработка моделей реализации выбранных направлений; третий – апробация; четвертый – корректировка; пятый – создание правовой базы; шестой – обучение кадров; седьмой – публичный анализ результатов", – разъяснил он. Угонится ли за всем этим платежеспособность россиян – вскоре выяснится.

По материаллам сайта gazeta.ru

Другие матералы рубрики: