Поволжский Образовательный Портал

Россия занимает третье место среди стран ОЭСР по удельному весу лиц с высшим и послевузовским образованием в экономически активном населении

Опубликовано 12 мая 2005

Государственный университет -  Высшая школа экономики при участии Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы государственной статистики в рамках по формированию системы мониторинга экономики образования выпустило статистический сборник "Образование в Российской Федерации". В  нем  использованы данные, характеризующие развитие образования в России в период с начала радикальных экономических реформ до 2003 года, а также информация  Федеральной службы  по труду и занятости, Организации  экономического  сотрудничества и развития.

Согласно приведенным  в сборнике данным,   в 2002-2003 годах «образование» стойко  лидировало среди  целей формирования  населением  сбережений. Так, по  результатам проводившегося  в  этот период выборочного обследования  потребительских  ожиданий  населения,  сбережения  на образование (в том числе детей)  формирует  от 34-36% населения. Далее  следуют сбережения на покупку недвижимости   (28-32%), на лечение (27-32%), «на черный день» (24-28%),   на отдых (23-27%),  на крупные покупки для дома (23-26%), «на старость» (17-19%), на помощь  родным и близким (13-15%). Собираются  оставить  наследство  7-8% респондентов.  2%  опрошенных  не делают  сбережений ни на какие цели.

Изменения  валовой добавленной стоимости, созданной в отрасли  «Образование», за последние  годы  демонстрируют  положительную динамику абсолютных показателей. Так,  в 2000 году валовая добавленная стоимость составляла 148,4 млрд руб. (2,0%  ВВП),   в 2001 году  - 200,9  млрд руб.  (2,2%  ВВП),  в  2002 году -  314,4 млрд руб. (2,9%  ВВП),  в  2003 году -  359,7 млрд руб. (2,7%  ВВП).

Расходы  на образование  из средств консолидированного  бюджета  за этот  период  выросли  с  214,7  млрд руб. (2,9%  ВВП)  в  2000  году  до  475,6  млрд руб. (3,6%  ВВП)  в  2004 году. При этом из средств федерального  бюджета в  2003  году  финансировалось  70,8%  учреждений  системы начального  профессионального образования,  54,1%  - среднего  профессионального и  92,8% -  высшего образования.  Финансирование  дошкольного и общего  образования осуществлялось главным образом из местных бюджетов  -  82,8%   и  79,4%  соответственно.  В целом  средства консолидированного  бюджета в  системе образования распределялись  следующим образом: 58,7%  - финансирование из местных  бюджетов,  20,3%  -  из бюджетов  субъектов РФ,  21,0%  -  из  федерального  бюджета.

Объем платных услуг в системе  образования,  оказанных населению,  вырос  с  41,5  млрд  руб. (6,9% от  общего объема платных услуг населению) в  2000 году до  95,4 млрд руб. (6,7%) -  в  2004 году.  Инвестиции в основной капитал  за этот период  выросли  с 16,019  млрд руб.  до  29,455 млрд руб.  При  этом доля   государственных  инвестиций  в  2003 году  составляла  52,9%,  инвестиций муниципальной формы собственности -  25,0%,  частной -  3,1%,  смешанной  российской -  18,2%,  иностранной, совместной  российской и  иностранной – 0,3%,  инвестиций общественных  и религиозных организаций – 0,1%.

Численность  учащихся  общеобразовательных школ за  период  2000-2003 гг.  сократилась  с  20,074  млн до  17,323  млн. При этом численность  студентов  вузов  выросла  с  4,741  млн  до  6,456 млн,  аспирантов -  с  118 тыс. до  141 тыс.,  докторантов -  с  4,2 тыс. до  4,6  тыс.

В 2002 году  по сравнению  1989  годом  изменился  уровень образования населения  в  возрасте  15 лет и старше: существенно  снизилось число  не имеющих  начального  образования  и  увеличилось  число  граждан  со средним  профессиональным и высшим образованием.  Так, в  1989  году   в расчете на 1000 человек  населения  65  человек   не имели начального общего образования, 179 человек  имели  полное среднее,  192 человека -  среднее  профессиональное,  113 человек -  высшее.  В  2002 году начального общего образования не имели  10  человек,  полное среднее  имели 175 человек,  272 человека -  среднее профессиональное, 160 человек -  высшее образование.

По данным  всероссийского обследования, проведенного в  2003 году,  в  образовательных  учреждениях  по  различным причинам не обучаются  40 579  детей в  возрасте  7-15 лет.  Из  них дети  в возрасте 7 лет составляют  0,16%  от общего числа детей этого  возраста,  8  лет -  0,15%. С увеличением возраста  число не учащихся в  школах  детей  возрастает. В  15-летнем возрасте образовательные учреждения не  посещают  0,46%  подростков.

Что  касается технического состояния  зданий  государственных  и муниципальных дневных общеобразовательных  учреждений,  то  на начало  2003\2004  учебного года,  капитального ремонта требовали  22,7  тыс.  учреждений (36,9% от общего  числа),  из них в аварийном состоянии  находилось  2,5  тыс.  учреждений (4,1%).  Численность  учащихся  школ, требующих капитального ремонта, составляла  7,065 млн  (39,7%  от общего числа),  в  находящихся в аварийном состоянии  школах  обучалось  697  тыс. (3,9%). Полностью  благоустроенными  являлись  на начало  2003\2004  учебного года являлись  54,9%  школ.  Из них  водопроводом были оборудованы 72,2%,  имели  центральное отопление 80,6%,  канализацию -  59,1%.

С  1999 года  вырос уровень информатизации школ.  Число  школ, оснащенных  кабинетами  основ информатики и  вычислительной техники,  выросло  с  68,4%  на  начало  1999\2000  учебного года до  90,6%      на начало  2003\2004  учебного года.  Численность  учащихся в расчете на одну ПЭВМ за этот период  снизилась  с 59  до 46. 

В 2003 году  по итогам  обследования 1385  вузов 96,4%  использовали  персональные компьютеры,  16,5% -  ЭВМ  другого типа.  Локальные  вычислительные  сети имели  76%  вузов,  электронную почту использовали 78,4%,  сеть Интернет – 80,4%,  другие глобальные сети -  14,1%,  выделенные каналы связи -  37,3%. 48,4%  вузов имели свой  web-сайт.

В сопоставлении с зарубежными  странами по охвату населения  основными  образовательными программами (по оценке  ГУ-ВШЭ) Россия находится на уровне  ведущих  стран мира в  сфере образования (Франция,  Великобритания,  США, Австралия,  Канада) детей и подростков  до  18 лет. По уровню  охвата  детей  в  возрасте до  4 лет Россия  является  мировым лидером.  По уровню  охвата  молодежи  в возрасте до  20 лет  Россия уже несколько уступает  ведущим странам мира, опережая, однако,  Индию  и Китай. Среди  30-летних  граждан   России  образовательными программами охвачено лишь 4,5%. В то время как Канаде обучение  продолжают 10,3% населения  в  возрасте  30 лет,  в США -  11,3%, в Великобритании -  19,4%,  в  Австралии -  21,9%.

В то же время  Россия   занимает третье место среди стран  ОЭСР  по удельному весу  лиц с высшим и  послевузовским профессиональным образованием  в  численности  экономически  активного населения.  Так,  в Норвегии  эта доля составляет  27,9%, в  США  -  27,9%,  в  России -  22,3%,  в  Голландии -  22,1%,  в Австралии -  20,5%, в Японии -  16,1%,  в Германии -  13,8%,  во  Франции -  13%,  Австрии -  7,3%.    

В сборнике  представлены разделы,  содержащие  сведения о демографической ситуации, занятости и безработице, образовательном уровне трудовых ресурсов, кадровом потенциале основных отраслей производства и сферы услуг (включая отрасль “Образование”), а также о трудоустройстве выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.  В нем содержатся данные государственной статистики, характеризующие основные макроэкономические показатели отрасли “Образование”, объемы государственного финансирования образования, динамику и структуру инвестиций в отрасли, объемы платных услуг и потребительских расходов семей,  информация  о численности учащихся,  о средних потребительских ценах и индексах цен на отдельные виды образовательных услуг.

В самостоятельных разделах собраны показатели, характеризующие кадровый потенциал и  состояние материально-технического и информационного обеспечения  образовательных учреждений. сведения о состоянии  основных средств отрасли “Образование”, вводе в действие образовательных учреждений,  их техническом состоянии и благоустройств, информация об  исследованиях и разработках в секторе высшего образования и  международные сопоставления  отдельных  показателей развития образования в России и странах ОЭСР.

Об этом сообщает пресс-служба ГУ-ВШЭ.

 

Другие матералы рубрики: