Поволжский Образовательный Портал

Министра призвали к ответу

Опубликовано 25 мая 2005

Большой интерес вызвал доклад министра образования и науки Андрея Фурсенко на IV Конференции министров образования европейских стран в норвежском городе Бергене.

Напомним, что в сентябре 2003 года Россия присоединилась к так называемому болонскому движению. Его цель - создать к 2010 году единое образовательное пространство на территории Европы. Под чем же подписалась тогда Россия? Три кита, на которых стоит болонское движение, это: двухступенчатое обучение по системе "бакалавр-магистр", введение единой оценки знаний на основе накопительных кредитов и контроль за качеством образования. Прошло полтора года. Что изменилось? Насколько Россия продвинулась в реализации основных принципов болонского движения?

Доклад министра Фурсенко на бергенской конференции был достаточно полемичен, что вполне объяснимо: эта тема рождает немало слухов и домыслов. Традиционное разграничение академической и вузовской науки в нашей стране, а также скудное финансирование породили различного рода проблемы.

По мнению министра, основные трудности связаны прежде всего с масштабами системы, подлежащей реформированию.

- В настоящее время в России функционирует 1304 государственных и негосударственных вуза, - сообщил министр. - Из них аккредитованы (то есть имеют право выдавать дипломы государственного образца) 1162 вуза. Общая численность студентов вузов составила более шести миллионов человек, из них 720 тысяч студентов учатся в негосударственных вузах. Многоуровневая модель высшего образования была введена в России в 1992 году. Ступень "бакалавр" - промежуточная для продолжения образования в магистратуре. В ближайшее время здесь произойдут существенные изменения. На рассмотрение Госдумы внесены проекты изменения в законы, которые предусматривают установление двух уровней высшего образования: бакалавриат (3-4 года), магистратура (2 года) или подготовка специалиста на базе бакалавриата (1-2 года). При этом, идя навстречу вузам, будет сохранен ряд программ с непрерывной подготовкой (инженеры, медики, творческие специальности).

Кроме того, минобрнауки выступило с инициативой предоставить право работодателям предъявлять свои требования к выпускникам вузов, более активно влиять на подготовку нужных экономике специалистов.

Болонский процесс должен был ускорить и признание российских дипломов за рубежом. Двадцать наших вузов уже сейчас имеют совместные образовательные программы с иностранными университетами, их выпускники получают двойной диплом. Российский университет дружбы народов, Челябинский и Тюменский госуниверситеты проводят эксперимент по европейскому приложению к диплому, которое будет признаваться всеми.

Что касается третьего кита - оценки качества высшей школы, то Андрей Фурсенко признал, что здесь у России еще много недоработок. Хотя сейчас службой по надзору в сфере образования проводятся проверки работы вузов, но все равно эти меры недостаточны. Иностранные эксперты в руководящие органы по оценке образования Российской Федерации пока не входят, хотя этого требует Болонский процесс. Ряд вузов (в том числе Калининградский государственный университет) прошли европейскую проверку качества, но это пока не стало нормой жизни для российской высшей школы.

Важная составляющая движения к единому образованию - академическая мобильность студентов, когда они имеют возможность учиться в других странах. Около 20 тысяч российских студентов учится за рубежом. Свыше 6 тысяч российских граждан ежегодно проходят обучение в более чем 30 странах за счет средств федерального бюджета. В российских вузах, в свою очередь, обучаются свыше 80 тысяч иностранцев. Студенты европейских стран составляют примерно восемь процентов от общей численности иностранных студентов (сюда не входят студенты из стран СНГ).

Конференция в Бергене завершилась подписанием коммюнике, а также принятием новых стран - членов Болонской группы - Украины, Молдавии, Армении и Азербайджана. Теперь под "Декларацией о Европейском пространстве для высшего образования" стоят подписи 44 министров образования европейских стран.

Мнение.

 Людмила Вербицкая, ректор Санкт-Петербургского Госуниверситета: - Наш вуз был одним из застрельщиков присоединения к болонскому движению. На некоторых факультетах мы практикуем двухступенчатую систему подготовки "бакалавр-магистр" уже 12 лет. Сближение российской и европейской образовательных систем приведет к тому, что каждый студент сможет реально в течение 4- или 6-летнего обучения на один семестр уехать в любой западный университет и сразу без особых проблем включиться там в учебу. Будут единые модули, единый набор дисциплин и единая оценка знаний. И тогда не будет никакой проблемы признания дипломов. Мы очень надеемся, что те, кто будет учиться после 2006-2007 года, смогут получить именно такой диплом.

Маргарита Шиц .

Другие матералы рубрики: