Высшая школа экономики берется за подготовку новых кадров для СМИ
Опубликовано 30 мая 2005Высшая школа журналистики, работающая в составе Государственного университета - Высшей школы экономики, начинает набор слушателей на курс "Мастер деловой и политической журналистики". От многих других программ эта отличается тем, что учить профессии в ВШЭ будут звезды отечественных масс-медиа. И не просто учить писать, но и зарабатывать этим деньги. Недаром лозунг программы - "Учим журналистике как бизнесу".
Двухлетняя программа рассчитана на подготовку редакторов, обозревателей и журналистов качественных печатных и электронных СМИ. Современные средства массовой информации остро нуждаются в высококвалифицированных журналистах, редакторах, менеджерах. В журналистику очень часто приходят люди, уже имеющие какую-то профессию, а те, кто работает в редакциях, испытывают потребность в новых знаниях, в повышении квалификации, в освоении новых профессиональных навыков.
Среди преподавателей Высшей школы журналистики - сотрудники ведущих российских СМИ. Деканом является Александр Привалов - научный редактор журнала "Эксперт", ведущий программы "Однако", публицист и аналитик. Образовательные программы нацелены на подготовку профессионалов высокой квалификации. Педагогическая модель Высшей школы журналистики основывается на участии в преподавании звезд отечественных масс-медиа.
В течение первого года подготовка учащихся ведется в формате мастер-классов под руководством лидеров российской журналистики - редакторов, продюсеров и руководителей ведущих телекомпаний, газет и журналов. В структуру профессиональной подготовки входят следующие блоки: жанры и технологии современной журналистики; тематические направления современной журналистики; экономика и менеджмент СМИ; информационно-аналитическая деятельность; медиа-анализ и медиа-планирование; информационная политика и управление информацией; основы социологии массовых коммуникаций.
Идея Высшей школы экономики родилась на рубеже 80-90 годов прошлого столетия. Существовавшая в то время система экономического образования перестала соответствовать требованиям новой политической и экономической ситуации в стране. Исходя из этого, группа преподавателей экономического факультета МГУ - Евгений Ясин, Ярослав Кузьминов, Револьд Энтов, Олег Ананьин, Рустем Нуреев, - решилась на прорыв. После нескольких попыток внедрить основы "нормальной" экономической теории в учебные планы действующих вузов они предприняли попытку самостоятельно построить новую экономическую школу, которая с самого начала основывалась бы на принципах мировой экономической науки. Благая цель состояла в предоставлении студентам инструментария для анализа и прогнозирования реальных процессов, желании научить их работать со статистикой и экономическими моделями, дать им общий язык с мировым сообществом профессионалов-экономистов.
Первой реальной попыткой создать Школу можно считать альтернативные кафедры экономической теории, организованные на Физтехе (1989-1990 гг.) и на физическом, историческом факультетах МГУ (1990-1991 гг.). Студенты могли выбирать между курсами, которые вели молодые преподаватели и вчерашние выпускники экономического факультета, и традиционной политической экономией. Школу этих кафедр прошли многие из тех, кто потом составил костяк ВШЭ. Там же отрабатывалась методика преподавания экономической теории в стране с переходной экономикой. Начало нового дела облегчила поддержка Фонда Сороса, предоставившего в 1989 году годичный грант.
27 ноября 1992 года постановлением правительства России была создана Высшая школа экономики (ВШЭ) как таковая. Первоначально планировалось, что Школа станет центром подготовки магистров. Постепенно цели и задачи Высшей школы экономики расширились, раздвинулись и границы специальностей, и даже наметилось их взаимопроникновение. С 1995 года ВШЭ стала превращаться в университет, где наряду с экономистами готовят социологов, управленцев, юристов и журналистов. К сегодняшнему дню сформировались, устоялись принципы Школы: опора на требования мировой экономической и социальной науки; междисциплинарное взаимодействие (экономисты получают юридическое образование, и наоборот); непосредственная связь преподавания с практикой реформ, с результатами прикладных исследований; просветительская миссия в образовательном сообществе России, в ее регионах.